Российские моря нуждаются в разумном управленииВ канун Всемирного дня рыболовства (27 июня) WWF России привлёк внимание общественности к серьёзным экологическим проблемам, способным привести к истощению биологических ресурсов Мирового океана. |
Одной из наиболее реальных и масштабных по степени ущерба, наносимого запасам морских биоресурсов, для России остаётся проблема дрифтерного лова. Как заявили представители Всемирного фонда дикой природы на пресс-конференции, организованной на площадке РИА Новости, этот вид океанического промысла признан губительным на международном уровне. Так, резолюция ООН рассматривает его как «несовместимый с требованиями международного права в отношении прав и обязанностей по сохранению рыбных ресурсов открытого моря и управления ими, а также с принципами защиты окружающей среды».
Помимо серьёзных экологических последствий «стены смерти» несут с собой и реальные экономические потери. Жителям Камчатки хорошо памятны по-настоящему страшные события 50-х годов прошлого века, когда 30 населённых пунктов на побережье были закрыты из-за того, что Япония расширила дрифтерный промысел. Перекрыв своими сетями пути миграции красной рыбы, она попросту лишила работы большую часть населения полуострова, оставив сотни местных рыбаков и их семьи без средств к существованию…
С новой силой проблема напомнила о себе в 1997 г., и вновь «благодаря» стараниям японских дрифтеров. В тот год вместо выделенных 20 тыс. тонн нерки камчатские рыбаки смогли выловить в реках не более 3 тыс. тонн. Правительство приняло участие в разбирательстве причин этой трагедии, в результате были перезаключены некоторые соглашения с японской стороной, изменены районы установки дрифтерных сетей и т.д. Однако точка в этом вопросе не поставлена до сих пор.
Природозащитники напомнили, что в 2009 г. премьер-министр Владимир Путин дал распоряжение Росрыболовству, минприроды и другим ведомствам подготовить предложения по прекращению применения дрифтерных сетей. Некоторые ограничения на этот вид промысла были наложены. Тем не менее, правительство подписало распоряжение о проведении аукционов для распределения квот на российский коммерческий промысел лосося в ИЭЗ России на 10 лет. К слову, в исключительной экономзоне лосось добывается только дрифтерным способом.
- Мы не говорим о необходимости полного прекращения этого вида промысла. Тем более что и в развитых странах есть примеры использования данных орудий лова, но при этом там действуют жёсткие ограничения на их использование, – рассказывает эксперт по экономике рыболовного промысла Александр Моисеев. – Так, на Аляске дрифтеры ведут промысел не дальше, чем в километре от берега, и сетями длиной 540 м. У нас же в открытом море, в ИЭЗ выставляется около 17 тыс. км дрифтерных сетей в год… Разница, как говорится, налицо.
При этом, по мнению представителей фонда, в попытке снизить пресс на природные запасы ВБР путём увеличения объёмов их искусственного воспроизводства государство рискует впасть в другую крайность. В российской концепции развития рыболовного хозяйства до 2020 г. поставлена цель увеличить к 2013 г. улов всех лососёвых на 15,5 %. Сделать это решено за счёт строительства новых рыбоводных заводов, которое обойдётся государству в 4 млрд. рублей. «На наш взгляд, этого же показателя можно было бы добиться за счёт борьбы с браконьерством и повышением эффективности управления промыслом лососей, – уверены эксперты. – К примеру, только в реке Большая Камчатского края, по последним оценкам, браконьерский лов кижуча превышает легальный в 5, а чавычи – в 20 раз!».
Но если все перечисленные проблемы некоторые склонны рассматривать как «региональные особенности» и не воспринимать всерьёз их последствия ввиду географической удалённости, события последних месяцев показали, что экологическая катастрофа способна стать бедой международного масштаба. 21 июня Национальное управление океанических и атмосферных исследований США (NOAA) вновь увеличило площадь акватории, закрытой для рыболовства. Теперь это 225 тыс. км2, что примерно равно 36 % федеральных вод Соединённых Штатов. Причина – в опасности рыбы и других водных биоресурсов для здоровья человека вследствие разлива нефти в Мексиканском заливе.
«Учитывая масштабы наших морских территорий и их исключительную ценность в ресурсном плане, нельзя оставлять без внимания вопрос защищённости морей в экологическом плане, – уверен руководитель Морской программы WWF России Константин Згуровский. – В связи с этим наш фонд, прежде всего, выступает за введение моратория на бурение на шельфе Арктики, в северных и субарктических морях, поскольку у нас попросту нет методик по борьбе с нефтяными разливами в ледовых условиях (не прибегая к элементарному выжиганию)».
Это условие, в частности, должно войти в специальный законодательный акт по защите морей от загрязнения, в котором будут чётко указаны меры регулирования этой деятельности на шельфе. «В настоящее время мы активно обсуждаем с Госдумой возможность принятия подобного документа, и, отмечу, определённые подвижки в этом вопросе есть», – сообщил он.
Кроме того, WWF предлагает создавать зоны, закрытые для бурения в местах, особо ценных для воспроизводства водных биоресурсов. По мнению «зелёных», целесообразно принять и отдельный закон об охране Охотского моря, которое сегодня обеспечивает до 40 % российского вылова.