Административные барьеры нужно ломатьНо не маскируются ли за ширмой благих намерений планы отнюдь не благородных персонажей? |
12 июля состоялось заседание президиума правительства РФ, которое провел В.В. Путин.
В его ходе руководству ФАР поручено в ближайшее время выработать предложения по снижению административных барьеров в сфере промыслового рыболовства.
Стенограмма начала заседания:
В.В. Путин: Добрый день! Давайте начнем с обмена оперативной информацией. Крайний Андрей Анатольевич здесь?
А.А. Крайний: Да, Владимир Владимирович.
В.В. Путин: Я Вас вчера поздравлял с Днем рыбака и говорил, что то же самое сделаю в отношении Ваших коллег, которые у моря трудятся. И в разговоре один из руководителей предприятия поставил ряд вопросов, связанных с организацией рыбного дела. Это касается и районов лова, это касается прибрежного лова и особой, исключительной экономической зоны; это касается проверочных мероприятий; это касается квот, контрольной, надзорной деятельности. Просил бы Вас сформулировать свое отношение к тому, что было сказано рыбаками.
А.А. Крайний: Да, Владимир Владимирович, я готов. Прежде всего, там ставился вопрос Галахиным Михаилом Юрьевичем о том, что сегодня в законодательстве существуют квоты для прибрежного рыболовства и квоты для работы исключительно в экономической зоне РФ. Есть прибрежные рыбаки, а есть рыбаки, которые работают в экономической зоне. И получается, что прибрежные рыбаки ограничены госграницей, территориальным морем, 12-мильной зоной. Понятно, что рыба о наших сложностях понятия не имеет и передвигается, невзирая на административные границы России. Таким образом, рыбаки, у которых есть разрешение на вылов рыбы в экономической зоне, не могут зайти в 12-мильную зону для рыбалки, и наоборот.
Или есть компании, у которых есть квоты и те, и другие. Ну, допустим, у меня есть 200 тонн минтая в прибрежной зоне и 2000 тонн – в экономической зоне России. Таким образом, как только я отработал 200 тонн минтая в прибрежной зоне, вот как сейчас – сегодня это происходит в Беринговом море, независимо от того, что рыба находится в прибрежной зоне, – я вынужден выходить за 12-мильную зону и ждать, пока она соберется и пересечет госграницу.
Есть понятие единого промыслового пространства, оно существовало в СССР – рыбаки Дальнего Востока много об этом говорят. На мой взгляд, проблема действительно назрела, ее надо решать поправками в закон, в два закона – о рыболовстве и о госгранице, и поправками в 560-е постановление о неоднократном пересечении госграницы. Если будет такое поручение, мы готовы вместе с ФСБ, Федеральной пограничной службой такие поправки подготовить.
В.В. Путин: Подготовьте, конечно, нужно с регионами проработать…
А.А. Крайний: Безусловно.
В.В. Путин: Потому что в свое время этот порядок был введен исключительно в силу позиции самих регионов, которые считали, что лучше им самим регулировать лов в прибрежной зоне. Нужно согласовать так, чтобы интересы всех участников этого процесса были соблюдены.
А.А. Крайний: Владимир Владимирович, мы 27 июля на Камчатке проводим Дальневосточный научно-промысловый совет, будут все субъекты Дальнего Востока, как раз об этом поговорим.
Второй вопрос, который задавался, касается денег на науку. Дело в том, что мы с 2008 года прекратили выдавать так называемые научные квоты научным организациям Росрыболовства и договорились о том, что мы перейдем на финансирование из федерального бюджета полностью. В 2009 году минфин выделил 1 823 млн. рублей. Затем на комиссии по бюджетным проектировкам сумма была увеличена на 1 600 млн. рублей. Таким образом, на 2010 год она составила 3 млрд. 400 млн. рублей, чего явно недостаточно.
В.В. Путин: Мой вчерашний собеседник Галахин так и сказал, что, пока ученые будут помогать нам, сидя в своих кабинетах, наша работа будет гораздо менее эффективной, чем если бы они имели возможность работать в море.
А.А. Крайний: Совершенно справедливо. Мы из-за того, что не хватает денег на морские исследования, проводим только 220 морских экспедиций в год, а должны проводить 354. Таким образом, если финансирование будет осуществлено в полном объеме, как мы запрашиваем, мы можем прибавить примерно 1 млн. тонн общедопустимого улова. 1 млн. – это примерно 20 млрд. рублей в доход бюджета разных уровней, начиная от ставки за пользование водными ресурсами и заканчивая налогами на заработную плату. Но для того, чтобы рыбу найти, ее надо искать, выходить в море, а не сидеть в кабинетах. Я абсолютно согласен с Вами.
В.В. Путин: Алексей Леонидович (обращаясь к А.Л. Кудрину), проработайте с ведомством и определите оптимальный размер ресурсов, необходимых для правильной организации научной деятельности в море.
А.Л. Кудрин: Хорошо.
А.А. Крайний: Владимир Владимирович, все расчеты есть. Следующий вопрос касается количества проверок и проверяющих. Владимир Владимирович, вопрос непростой. Мы работаем с Федеральной пограничной службой, с Федеральной таможенной службой. Если позволите, до конца недели выработаем предложения и представим их Вам. Потому что бывает так, что в попытке снять административные барьеры, мы порой делаем хуже. Я приведу один пример по малым предприятиям. Приняли закон: предприятия можем проверять раз в пять лет, и статистику тоже мы требуем от них раз в пять лет. Но в области рыболовства это могло бы привести к тому, что мы, не получая два года статических данных от малых предприятий, на этом основании, на законном основании, лишаем квот на право вылова. То есть тут надо, что называется, посоветоваться с коллегами.
В.В. Путин: Посоветоваться нужно и хуже делать не нужно.
А.А. Крайний: Совершенно правильно.
В.В. Путин: Нужно сделать лучше, потому что в ситуации, при которой все лезут в море для того, чтобы “куснуть” чего-нибудь, – она тоже неприемлема, понимаете?
А.А. Крайний: Согласен абсолютно.
В.В. Путин: Поэтому надо проработать это как следует. Я сегодня буду еще об этом говорить: это одна из наших сегодняшних тем в повестке дня, но не моря касающаяся, а в целом надзорно-проверочной функции со стороны государства. Надо все внимательно посмотреть еще раз.
А.А. Крайний: Есть. И последний вопрос, который стоял. Мы перевели в российскую юрисдикцию 12 судов-ярусоловов, которые были построены по гарантии правительства РФ. Выполняя Ваше поручение, таким образом, 17-летняя проблема была развязана. Но семь судов находятся на промысле, на пять судов у этой компании нет квот на вылов водных биоресурсов. Решение достаточно простое: если будет поручение минфина Внешэкономбанку и нам, мы готовы рассмотреть вопрос продажи или передачи в аренду с правом выкупа пяти судов, на которых у этой конкретной компании нет квот, другим компаниям Дальнего Востока. Компании такие есть, и суда они готовы выкупить. Таким образом, федеральный бюджет получит деньги, а мы получим новый флот и, соответственно, экипажи получат работу.
В.В. Путин: Да, это хорошо. Только чтобы это не было в принудительном порядке – все эти продажи и перепродажи.
А.А. Крайний: Нет, Владимир Владимирович! Есть желающие купить. Флот самый современный, у нас новее нет.
В.В. Путин: Хорошо. Проработайте тогда. Сергей Семенович (обращаясь к С.С. Собянину), Вы сформулируйте такое поручение.
Интернет-портал правительства Российской Федерации.