Газета «Рыбак Камчатки»

Оправданная осторожность

17 августа состоится заседание правительственной комиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса, которая обсудит возможность юридического введения «единого промыслового пространства».

Подготовка предложений по юридическому введению «единого промыслового пространства» активизировалась после поручений, которые председатель правительства Российской Федерации Владимир Путин дал руководителю Росрыболовства Андрею Крайнему на заседании президиума правительства РФ 12 июля. В соответствии с этим поручением 28 июля на Камчатке прошло совещание по вопросам единого промыслового пространства, которое, однако, выявило глубокие расхождения между дальневосточными регионами. Представители Камчатской и Сахалинской областей выступили категорически против предложения представителей Приморского края о введении единого промыслового пространства в территориальное море и внутренние морские воды Российской Федерации.

«Это вполне объяснимая осторожность, – считает Герман Зверев. – У Камчатки объем вылова в «прибрежке» составляет почти треть от совокупного вылова (в этом году прибрежные квоты – 286 тыс. тонн), на Сахалине доля прибрежных квот еще выше – больше половины: 700 тыс. тонн (без учета лосося), а в Приморье прибрежные квоты составляют всего 2 % совокупного вылова предприятий края. Поэтому настороженность некоторых регионов объяснима. Поэтому нужно тщательно взвесить все последствия предлагаемого решения, оценить «глубину» поправок в законодательство».

Соотношение промышленных и прибрежных квот – наиболее деликатный вопрос во взаимоотношениях дальневосточных регионов, для решения которого дважды – в 2000 и 2009 гг. – предпринимались попытки установить компромиссное решение. Однако утвержденный 17 октября 2000 г. приказ Госкомрыболовства № 279 об утверждении долей дальневосточных регионов в общих объемах промышленных квот, спустя несколько месяцев был отменен, а подписанное в 2009 г. соглашение субъектов Дальневосточного федерального округа о пропорциях между прибрежными и промышленными квотами носит скорее декларативный характер. Любые инициативы в сфере регулирования прибрежного рыболовства воспринимаются регионами Дальнего Востока крайне болезненно. Так, на Камчатке и Сахалине вызвала острую критику инициатива Законодательного собрания Приморского края о распространении промышленных квот в территориальное море и внутренние морские воды Российской Федерации.

«На Камчатке еще очень свеж в памяти осадок от распределения квот в 2003 г., когда 74 камчатских предприятия потеряли доли в квотах вылова из-за непонятных действий областных властей, – отметил Герман Зверев. – Но точности ради отмечу, что в том же 2003 г. 31 камчатское предприятие, не имевшее промысловой истории или флота, было наделено долями квоты прибрежного рыболовства. Поэтому я бы не стал однозначно утверждать о «потере» 84 тыс. тонн водных биоресурсов. Арифметика потерь и приобретений для Камчатки была не так одномерна. Но нужно признать, что тема единого промыслового пространства требует не только выверенных юридических решений, но учета и исторической памяти, и структуры рыбопромыслового флота, и увязки с целевыми показателями общероссийского вылова. Поэтому проект решения правительственной комиссии, на мой взгляд, предлагает наиболее корректную формулировку».

Газета "Рыбак Камчатки"