Владимир Путин: Необходима концепция развития рыболовного судостроенияНа совещании в Петропавловске-Камчатском Председатель Правительства России Владимир Путин обсудил с рыбопромышленниками возможности обновления рыбопромыслового флота. |
В совещании приняли участие первый вице-премьер Виктор Зубков, полномочный представитель Президента РФ по ДФО Виктор Ишаев, руководитель Росрыболовства Андрей Крайний, президент ОАО «ОСК» Роман Троценко, главы дальневосточных регионов и представители рыбацких ассоциаций.
На совещании Владимир Путин подчеркнул, что вопросы развития рыбохозяйственного комплекса являются одним из приоритетов Правительства. Он отметил позитивную работу отрасли в последний год, показателем которой стал рост уловов, и напомнил основную задачу: к 2014 г. увеличить долю отечественной продукции в рационе россиян до 80,5%. Премьер-министр пообещал рыбакам содействие в решении вопросов, связанных с расширением районов прибрежного рыболовства, устранением избыточных административных барьеров и совершенствованием системы государственного управления в отрасли, оптимизацией государственного ветеринарного контроля, избавления от лишних пограничных процедур.
В ходе обсуждения проблемы судостроения острая дискуссия завязалась между представителями рыбаков и судостроителей. Президент ОАО «ОСК» Роман Троценко настаивал на необходимости закрепления за построенными судами квот добычи (вылова) водных биоресурсов. Перечислив принятые в мировой практике способы наделения предприятий водными биоресурсами: аукционный, исторический и «квоты под киль», он заявил, что для России подходит только последний вариант, который позволит развивать судостроение. Председатель Союза рыбопромышленных предприятий и предпринимателей Камчатки Сергей Тимошенко назвал такое предложение разрушающим стабильность в отрасли и обратился к Владимиру Путину с просьбой сохранить действующий принцип наделения предприятий биоресурсами.
Конструктивной критике идею «квот под киль» подверг президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев. Он указал на четыре главных изъяна этой идеи: сокращение квоты для пользователей, которые уже модернизировали суда или купили их за границей, игнорирование ежегодных колебаний величины и продуктивности запасов водных биоресурсов, консервацию сложившейся распыленности рыболовного бизнеса и возможности для злоупотреблений при распределении квоты. Вместо «квот под киль» рыбаки предложили три механизма обновления флота, среди которых создание Национальной морской лизинговой компании, введение вторичного оборота долей квоты добычи водных биоресурсов для использования их в качестве залога и отмену ограничений по количеству работников для предприятий при переходе на режим ЕСХН.
Позицию рыбаков поддержал руководитель Росрыболовства Андрей Крайний, на днях заявивший, что введение «квот под киль» для обеспечения загрузки российских верфей перечеркивает основу закона о рыболовстве и может привести к чрезмерной нагрузке на основные промысловые популяции и к дисбалансу флота и ресурсной базы.
«Простое и с виду элегантное решение, которое предлагает ОСК, будет иметь совершенно иные последствия, – сообщил РИА Fishnews.ru президент АДМ Герман Зверев. – И эти последствия надо как следует просчитать. Потому что требовать от одной отрасли, чтобы она одновременно строила суда, развивала береговую переработку и насыщала внутренний рынок дешевой рыбопродукцией невозможно. Невозможно решить все три задачи».
По итогам обсуждения Владимир Путин отметил «естественное противоречие»: «В данном случае рыбаки хотят покупать хороший и качественный флот (а сегодня он – за границей), а промышленность (судостроение) хочет, чтобы наши рыбаки, которые вылавливают нашу рыбу, покупали на наших верфях». Глава правительства признал, что «сегодня в части гражданского судостроения, так же как и в области гражданского авиастроения, мы еще далеко не лидеры, мягко говоря», но призвал рыбаков думать не только о развитии своей отрасли. По его словам, это должно быть «соломоново решение, которое не подрывает рыбную отрасль, но дает шанс развитию судостроения». По мнению премьер-министра, необходимо разработать концепцию развития рыболовного судостроения, где бы обязательно учитывалось мнение рыбацких объединений.