Андрей КРАЙНИЙ, руководитель Федерального агентства по рыболовству«Рыбная отрасль России: переход к экономике лидерства и инноваций». |
2010 год – юбилейный для Международного конгресса рыбаков. Пятый по титулу, а по факту уже седьмой раз в столице Приморского края для обсуждения насущных проблем отрасли собираются представители рыбной промышленности, администраций субъектов Российской Федерации и федеральных ведомств, так или иначе связанных с рыболовством. Собственно, данный конгресс давно уже по-настоящему стал той площадкой, на которой государственные структуры и бизнес встречаются для конструктивного обмена мнениями и выработки решений дальнейшего развития.
Во многом благодаря этим встречам в отрасли сейчас наблюдаются положительные изменения, обеспечивающие рост и развитие на современном этапе. Рыбохозяйственный комплекс страны сейчас показывает неплохие результаты. В прошлом году российскими рыбаками был получен лучший результат по вылову за последние 7 лет, суммарная добыча по итогам года составила, по последним данным Росстата, 3,8 млн. тонн, что на 12 % превысило показатели 2008 года.
Как и в предыдущие годы, после распада СССР, когда отечественный флот резко снизил свое присутствие в конвенционных районах и в зонах иностранных государств, большая часть вылова водных биоресурсов в 2009 г. пришлась на исключительную экономическую зону и внутренние воды Российской Федерации. Основной вклад в суммарную добычу в морских водах традиционно внес Дальневосточный бассейн. Вылов рыбаками этого региона в 2009 г. превысил 2,2 млн. т. Ощутимый рост показали также предприятия Северного и Западного бассейнов, увеличился вылов рыбы во внутренних водоемах страны. В то же время произошло снижение российской добычи за пределами ИЭЗ России, в том числе и предприятиями Дальневосточного региона. Но и в этом направлении в текущем году наметился положительный тренд.
Статистика освоения ОДУ показывает, что только порядка 20 запасов осваиваются более чем на 60 % от рекомендованных объемов, при этом основной вылов приходится на 7-10 видов. Из них наибольшее значение имеют минтай, тихоокеанские лососи, тихоокеанская и атлантическая сельдь, треска, камбалы, мойва и терпуги.
Примерно 40 видов традиционно осваиваются на 10-50 %. Остальные объекты в настоящее время практически не задействованы промыслом. Однако и по этим, так называемым «малоиспользуемым» или «малоценным» видам в 2009 г. наблюдалась отчетливая положительная тенденция по вылову.
Как показывает анализ научных данных, причины суммарного роста добычи в 2009 г. в сравнении с предыдущими пятью годами не всегда были связаны с состоянием запасов. Точнее, рост одних запасов компенсировался снижением других. Так, по сугубо биологическим причинам в 2009 г. были отмечены рекордно высокие подходы тихоокеанских лососей, хорошее состояние охотоморского минтая, рост биомассы трески. В то же время, беринговоморский минтай не образовывал в прошлом году плотных скоплений, что привело к резкому снижению его освоения. По-настоящему провальной оказалась сайровая путина 2009 года, в результате которой было добыто всего 34,5 тыс. т (при установленном объеме общего допустимого улова в 150 тыс. т.), что в два раза ниже показателей 2008 г. (78,1 тыс. т) и в три раза ниже показателей 2007 г. (106,3 тыс. т).
В целом же ресурсная база отечественного рыболовства с 2000 года менялась незначительно. Суммарный возможный вылов по всем районам за этот период оценивался в пределах 4,5-5,2 млн. тонн. При этом для основного «донора», Дальневосточного бассейна, этот показатель в межгодовом аспекте за последние пять лет менялся всего на 2-5 %. Таким образом, рост вылова в 2009 г. по большей части был обеспечен совершенствованием нормативной базы и принятыми управленческими решениями в области рыболовства.
Ключевыми моментами, определившими работу отрасли в 2009 г., были:
1. Закрепление долей квот добычи водных биоресурсов на долгосрочной основе за эффективными пользователями.
2. Обязательная доставка всего улова и продукции из водных биоресурсов, выловленных в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на российскую таможенную территорию.
3. Сокращение перечня видов, изъятие которых регулируется путем установления ОДУ, и переход к оперативному регулированию, в первую очередь тихоокеанских лососей.
Закрепление долей на 10 лет кроме долгосрочной перспективы для планирования бизнеса и определенной стабильности явилось своего рода стимулом для более полного освоения выделенного ресурса, что было подкреплено нормой о досрочном прекращении права добычи при двухлетнем неосвоении 50 % выделенных объемов. Обязательная доставка на таможенную территорию России позволила усилить контроль за выловом, а резкое сокращение числа видов, по которым устанавливается ОДУ, дало ощутимый рост их освоения.
В Дальневосточном бассейне в 2009 году вылов таких объектов, ОДУ по которым не устанавливали, (без лососей) составил 146,2 тыс. тонн, что в 1,6 раза превысило их освоение в 2008 г., когда эти виды квотировались. Наиболее показательны в этом отношении следующие цифры: рост вылова скатов составил по сравнению с предыдущим годом в 2-5 раз, добыча камбал в отдельных подзонах увеличилась в 1,5-2 раза. В Южно-Курильской зоне в 2009 году вылов лемонемы составил 891 тонну при полном отсутствии ее промысла в 2008 году.
Были в прошлом году поставлены и настоящие рекорды. Так, по итогам прошлого года вылов тихоокеанских лососей превысил 500 тыс. тонн, что стало максимальным значением за всю историю отечественного лососевого промысла. Кроме крайне благоприятного сочетания биологических условий, в результате чего были колоссальные подходы лососей в реки, ключом к такому успеху стала организация промысла на совершенно новой основе, а также тесное взаимодействие всех заинтересованных органов исполнительной власти.
Год текущий
В текущем году рыбаки взяли еще больший разгон. Конечно, говорить о каких-то итогах еще рано. Но на начало второго полугодия опережение по вылову составляло порядка 200 тыс. т. Четный, «негорбушевый», год внес, конечно, свои коррективы. Однако Росрыболовство и не рассчитывало на большие подходы лосося, поэтому ставка была сделана на совершенствование организации других видов промысла. В первую очередь, это было сделано за счет своевременного выхода приказов, регламентирующих вылов. В результате проведенной работы впервые за последние годы рыбаки получили возможность осуществлять промысел практически во всех районах уже с 1 января 2010 года. В последующем мы намерены неукоснительно обеспечивать своевременный выход российских судов на промысел. Таким образом, внеся изменения в нормативную правовую базу, наладив систему организации внутренней работы в управлениях для своевременного выхода приказов и введя механизм оперативного регулирования промысла неквотируемых видов, Росрыболовство обеспечило прирост вылова в соответствии с базовыми показателями Федеральной целевой программы (ФЦП).
В 2010 году в соответствии с ФЦП российский вылов должен составить 3,8 млн. тонн. Данный показатель будет достигнут и, скорее всего, даже превышен. Вылов в 2011 году в соответствии с индикаторами ФЦП должен составить 4 млн. тонн, в 2012 году – 4,3 млн. тонн, в 2013 году – 4,7 млн. тонн. Встает вопрос: за счет чего могут быть выполнены указанные показатели? Новых ликвидных ресурсов для обеспечения такого роста в наших водах не появится, работа флота во многих районах Мирового океана становится все более затруднительной. Революционных изменений в действующем законодательстве в ближайшее время также не предвидится. Во всяком случае, Росрыболовство выступает за то, чтобы в ближайшие годы Закон о рыболовстве претерпевал бы минимальную трансформацию. Данное решение обусловлено желанием установить для рыбаков стабильные условия работы и возможность строить долговременные планы развития бизнеса.
Следовательно, рост вылова и производства продукции возможен в первую очередь за счет перехода от экстенсивного и инерционного развития к инновационному, что позволит России в дальнейшем занять ведущее место среди мировых рыболовных держав. При наращивании вылова должны обеспечиваться в обязательном порядке следующие условия:
- безусловный приоритет стратегии долгосрочного неистощительного использования ресурсов на основе научно обоснованных рекомендаций;
- максимально жесткое противодействие ННН-промыслу и легализации незаконно добытых водных биоресурсов и продукции из них;
- обеспечение качества безопасности рыбной продукции, поставляемой на российский рынок.
С учетом этих базовых требований развитие рыбохозяйственного комплекса России должно происходить за счет модернизации и обновления рыбодобывающего флота, что позволит рентабельно осваивать не только высоколиквидные виды, но и использовать значительный, уже разведанный резерв водных биоресурсов в наших водах, а также вернуться в районы Мирового океана, оставленные после развала СССР.
Другая точка роста, на наш взгляд, – аквакультура. В настоящее время функции в области регулирования аквакультуры переданы Росрыболовству. На финальной стадии находится и подготовка закона об аквакультуре. Понятно, что климатические условия нашей страны на первый взгляд не способствуют этому виду деятельности. На фоне правового вакуума в отечественной аквакультуре преобладают технологии экстенсивного и полуинтенсивного выращивания пресноводных объектов (карп и растительноядные рыбы), что не позволяет удовлетворять существующие потребности. Важно учитывать, что хотя Россия не может соревноваться с мировыми лидерами в производстве семги, креветок или моллюсков, но в нашей стране имеются уникальные условия для выращивания, например, сиговых видов рыб и форели.
При этом необходимо учитывать, что водные биоресурсы мало добыть или вырастить, их надо переработать, получив конкурентоспособную продукцию, и суметь продать, получив при этом прибыль. Соответственно, требуется внедрение новых технологий в рыбоперерабатывающий комплекс. В ряде подведомственных Росрыболовству институтов имеются сильные отделы, занимающиеся технологическими разработками. Этому направлению будет уделено особенно пристальное внимание, а руководство наших НИИ будет ориентировано на активное внедрение разработок в промышленность.
В целом же хочу отметить, что бизнес уже отреагировал на изменения правового поля и работы ведомства. Долгосрочное закрепление долей и рыбопромысловых участков дало толчок строительству новых перерабатывающих заводов на Камчатке и Сахалине, компании стали вкладываться в модернизацию судов, устанавливая на них оборудование для глубокой переработки уловов. То есть процесс пошел, а для его ускорения необходимо теперь создавать благоприятные экономические условия (развитие кредитования рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий, субсидирование затрат на уплату процентов по кредитам, полученным для закупки рыбного сырья перерабатывающими предприятиями и ТА). Повестка дня конгресса рыбаков в этом году, насыщенная деловая программа показывают, что данным проблемам уделено основное внимание.
Надеюсь, что широкое обсуждение позволит найти те рецепты, которые позволят рыбной отрасли России и дальше сохранить положительный тренд последних двух лет и выйти на новые рубежи.