Близкие не верят в гибель "Аметиста"Губернатором Камчатского края подписано распоряжение о выплате единовременной материальной помощи в размере 250 тыс. руб. на каждого члена экипажа СТР «Аметист». За этой выплатой обратилось 24 родственника пропавших членов экипажа. |
Кроме того, министерством социального развития и труда Камчатского края дополнительно оказана единовременная материальная помощь в размере 25 тыс. руб. 16 родственникам членов экипажа СТР «Аметист».
По поручению губернатора, органами исполнительной власти Камчатского края родным и близким членов экипажа «Аметиста» оказывается помощь в решении возникающих социальных проблем.
«В возбуждении уголовного дела отказать!»
Такой вердикт вынесен сотрудниками Камчатского следственного отдела Дальневосточного следственного управления на транспорте СК РФ после проверки, которая шла в установленные законом 30 дней.
Как же получается, что пропало судно и 23 члена экипажа, но никто за это не ответит? Освещая этот вопрос, руководитель следственного отдела А.А. Артеменко рассказал, что во время проверки рассматривались три состава преступления: халатность, злоупотребление полномочиями и нарушение правил эксплуатации. Их следствие не выявило. От обвинения в халатности (неисполнения или ненадлежащего исполнения должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе) пришлось отказаться – руководящие работники КамчатНИРО не могут нести ответственности, так как не являются субъектами этого преступления. Злоупотреблений полномочиями с их стороны и со стороны капитана «Аметиста» следствием не выявлено. Остается нарушение правил эксплуатации. Нужно четко определить, сказал А.А. Артеменко, были ли допущены нарушения, которые привели к исчезновению судна. По его словам, существует большая вероятность того, что краболов погиб вместе с экипажем, но объективными данными это не подтверждено.
В ходе проверки была проведена большая работа, опрошено много людей, прямо или косвенно связанных с ситуацией вокруг исчезновения «Аметиста» – руководство КамчатНИРО, капитаны находившихся рядом судов, бывшие члены экипажа пропавшего траулера, родственники рыбаков, сотрудники контролирующих органов. Аккумулировались результаты работы ФСБ, милиции, службы капитана порта, прокуратуры. Ни во время подготовки «Аметиста» к рейсу, ни в ходе рейса мы, сказал А.А. Артеменко, не выявили нарушений, которые безоговорочно повлекли бы гибель судна.
Судовладелец должен обеспечить безопасность судна, уходящего на промысел. Проверка показала, что «Аметист» перед выходом в рейс был полностью обеспечен довольствием, снабжением, средствами и орудиями лова, топливом, спасательными средствами, навигационным и радиооборудованием. Он направлялся в район со сложными погодными условиями (особенно в январе–феврале), но имел неограниченный район плавания, к тому же уже работал здесь зимой 2010 года, и обошлось без происшествий. О том, что судно требовало ремонта или были какие-то неполадки, опрошенные специалисты тоже не сообщили (хотя родственники пропавших моряков, пообщавшиеся с корреспондентом «РК», утверждают, что «Аметисту» необходим был ремонт, поскольку из судна в осенний рейс «выжали все»). Только за две недели до исчезновения «Аметиста» механику флота КамчатНИРО А.А. Субботе стало известно, что судно залило водой, и вышел из строя электродвигатель хребтиновыборочной машины. Но механики судна его отремонтировали самостоятельно.
Последние координаты судна по системе мониторинга поступили в 7 ч. 36 мин. 11 февраля. В 17.15 этого же дня сотрудники Северо-Восточного теруправления Росрыболовства обратили внимание на то, что данные мониторинга не обновляются, суточное судовое донесение не подавалось. Было предложено заместителю директора
КамчатНИРО по безопасности мореплавания А.Т. Ткаченко связаться с судном. Через три часа он сообщил, что связался с «Аметистом» через СТР «Савелово» – с судном все нормально, следует в ледовое поле. Но позже эта информация не подтвердилась. По-прежнему от «Аметиста» не было никакой информации, на запросы капитан не отвечал, и вечером 12 февраля капитан-координатор Петропавловского спасательного подцентра дал радиограмму всем судам о начале поиска.
Почему он был начат не сразу? По словам А.А. Артеменко, при проверке сотрудники следственного отдела отметили нерасторопность руководства КамчатНИРО в организации поисковых работ. Но в то же время пропало позиционирование еще у 6 судов. Это могло произойти по разным причинам, считает А.А. Артеменко, в том числе техническим. К тому же, система мониторинга контролирует промысел и отношения к безопасности не имеет. Чтобы начать спасательную операцию, нужно срабатывание аварийного радиобуя, сигнал SOS или просьба о помощи по радиосвязи. Ничего этого не было. И только когда остальные суда, кроме «Аметиста», восстановили позиционирование, но не смогли связаться с краболовом и не увидели его на локаторах, было решено обратиться к спасательным службам. Нет оснований говорить сейчас о том, что запоздалые действия по организации поисковой операции привели к гибели людей.
Все суда, в том числе и «Аметист», оборудованы аварийным радиобуем. Почему же он не сработал? Отвечая на этот вопрос, А.А. Артеменко отметил, что буй был в технически исправном состоянии (так утверждает проверявший его специалист). Если всплыл подо льдом, то сигнал с него может не проходить сквозь его толщу. И мог не сработать, если обледенел. На флоте существует пагубная практика, когда буй заносят в помещение, чтобы в шторм не потерять. Но, по словам людей, раньше работавшим с капитаном С.В. Каменщиком, на «Аметисте» такого не было.
Что же случилось ранним утром 11 февраля? Полностью установить это пока невозможно. Но предпосылки к возникновению аварийной ситуации были. Как говорится в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела, в феврале краболов стал испытывать нехватку горючего, о чем капитан сообщил руководству КамчатНИРО. Подход танкера предполагался 12 февраля, и капитан об этом знал. И до 10 февраля судно продолжало работать в неблагоприятных погодных условиях с развивавшимся обледенением. Меры по обеспечению судна топливом и повышению его остойчивости, прекращению промысла и выводу из зоны шторма должностными лицами КамчатНИРО не предпринимались. Капитаном вопрос о приостановлении промысла и пересадке экипажа на другие суда не ставился, сигнал бедствия не подавался.
Наиболее вероятный ход событий – судно перевернулось из-за обледенения и потери остойчивости, но категорично утверждать этого нельзя.
Эта версия устраивает многих, считают родственники рыбаков, – судно бесследно исчезло, и доказать, что неторопливость руководства КамчатНИРО в обеспечении топливом траулера привела к аварийной ситуации, невозможно, пока не найден «Аметист». При этом можно часть вины переложить на пропавшего капитана – это он, якобы, не прервал промысел, не подавал сигналы бедствия, не обеспечил высадку экипажа на плоты или другие суда. Но из самих материалов проверки видно, что капитан еще 9 февраля в разговоре с замдиректора по безопасности КамчатНИРО жаловался на постоянную нехватку топлива в период выполнения промысловых рейсов (ему уже приходилось работать на промысле при аварийном запасе топлива в 15–20 тонн). Но практических выводов руководство ФГУП «КамчатНИРО» о необходимости своевременно поставлять топливо, видимо, не сделало, дожидаясь «грома». И в этом рейсе С.В. Каменщик заблаговременно сообщил в КамчатНИРО о нехватке топлива. Бункеровщик запаздывал, и капитан старался получить топливо у судов, ведущих неподалеку промысел, – СКЯМ «Сивинд» и СРТМК «Николай Солодчук». К сожалению, на этих судах не оказалось шлангов и устройств для выдачи топлива. На остатках горючего (по сообщению капитана в КамчатНИРО к вечеру 9 февраля его оставалось 12 тонн, а во время разговора с женой капитан отметил, что запас топлива – ниже аварийного) краболов направился в ледовые поля, чтобы переждать непогоду. Конечно, можно было бы закачать в топливные танки воду (как и попытаться пересадить экипаж на другие суда), но это наверняка бы фактически означало окончание промысла – ведь загрязненную нефтепродуктами воду запрещено просто откачать за борт (за это капитана ждет серьезное наказание). Значит, если на судне нет специальных сепараторов, нужно было бы возвращаться в порт на буксире. Однако каждый пропущенный на промысле день – это потерянные большие деньги. И капитан должен был это понимать. Но пока нет доказательств, что именно нехватка топлива привела к затоплению судна. Если появятся новые обстоятельства, сказал А.А. Артеменко, решение об отказе в возбуждении уголовного дела может быть отменено.
Не все так просто
Но родственники пропавших моряков считают, что версия об опрокидывании «Аметиста» вследствие обледенения не выдерживает проверки фактами. С.В. Каменщик целенаправленно шел в ледовые поля – ведь такой опытный капитан не мог не понимать, чем грозят практически пустые топливные танки при особенности данного типа судов брать на бак много воды, которая при минусовой температуре мгновенно замерзает. Экипаж не сидел сложа руки, считают родственники, а обкалывал лед (как это было на судах, которые работали рядом в тех же условиях). Для этого было все необходимое – на судне находились пневмомолотки и насос, способный подавать воду температурой до 100 градусов.
Буи от крабовых ловушек, найденные в море, могут свидетельствовать не только об оверкиле – их могло смыть с палубы штормом, могли выбросить сами моряки, когда освобождали судно ото льда (кстати, эти буи, найденные на льду, до сих пор находятся в Северо-Курильске, и никто не торопится их привезти на Камчатку. А ведь это надо не родственникам, а следствию). Странно, что найдены только два спасательных плота. Говорят, что они могли быть привязаны веревкой к местам крепления. Но на снимках, сделанных 31 января с ПСКР «Анадырь», видно, что все 4 плота на обоих бортах закреплены штатно и не имеют дополнительных креплений. Если при переворачивании судна сработал один гидростат и всплыло два плота, почему то же не произошло с остальными? При оверкиле обычно на поверхности моря остается корабельный «мусор», расположенный на палубе. Но за полтора месяца были найдены только 8 буев, два плота и 2 куска брезента. Или, может быть, не там искали? В распоряжении родственников моряков есть адресованное командующему группой войск и сил на Северо-Востоке письмо директора КамчатНИРО, где он просит дать разрешение на вылет самолета на поиски «Аметиста», который «последний раз» находился 10 февраля в точке с координатами, отличающимися от зафиксированных на следующий день системой мониторинга.
Поскольку родственники считают, что навязываемая им официальная версия «не складывается», у них появилась своя версия. Известно, что С.В. Каменщик 10 февраля активно искал судно, у которого он мог взять топливо. Родственники считают, что он мог его найти. Предполагаемое неизвестное судно с неправильными показаниями мониторинга (обозначающими его местонахождение совсем в другом месте, чем фактическое), могло подойти к «Аметисту», на котором имелись нештатные шланги для бункеровки топливом, и приступить к перекачке горючего. И здесь могло произойти следующее – волной обрывает носовой швартовый, затем бункеровочный шланг. Суда разворачиваются кормой друг к другу, и происходит навал одного на другое. От полученной пробоины (например, дыры в борту самого большого помещения на судне – машинного) «Аметист» мог пойти ко дну. А экипаж – оказаться на борту неизвестного судна, которому по понятным причинам нет резона заявлять о том, что оно было совсем в другой точке, чем отображалось на экране системы мониторинга.
Об этом, как считают родственники, может свидетельствовать тот факт, что по последним данным мониторинга вектор курса «Аметиста» был на 0 градусов, хотя если судно держалось против ветра, то его курс должен быть 60–70 градусов. Когда родственники смотрели данные мониторинга, то обратили внимание на странное пятно на северо-западе от цели «Аметиста» – это может быть разлитое топливо. Но почему-то никто больше на это пятно не обратил внимание. Хотя и эту версию необходимо проверить.
А.А. Артеменко так прокомментировал эту версию:
- Перед тем, как суда начнут между собой работать, они ведут переговоры. Их в эфире должны были бы слышать на других судах. Данных об этом нет, хотя были опрошены все специалисты судов, находившихся рядом. Ни один не упомянул про неизвестное судно, хотя все капитаны общаются между собой и знают, кто где находится. К тому же, протараненное судно не сразу тонет – оно должно набрать воды в трюм. А за это время можно подать сигнал SOS, принять меры к эвакуации экипажа, одеть рыбаков в гидрокостюмы (человек в нем не тонет). Но ничего подобного не произошло.
Вопросы без ответов
Не устраивает родственников рыбаков и то, как проводились поисковые работы. Почему-то вертолет МЧС при подлете к району поиска отворачивает для выполнения другого задания. Что, на полуострове только один спасательный вертолет? Что же тогда будет с нами, если не дай бог, тряхнет Камчатку, как Японию? На одном из ледовых полей 23–24 февраля были замечены два треугольника оранжевого цвета. Но на вертолете Камчатских авиалиний не оказалось подготовленных людей, которые могли бы спуститься и подобрать их. Хотя на показательных учениях спасатели спускаются с вертолета и на воду, и на суда. Более того – оказывается, с вертолета невозможно связаться с судами, чтобы те могли эти предметы подобрать.
Но ответы на эти вопросы родственники не получают. Как не могут добиться ответа, почему не произошла встреча «Аметиста» с танкером, почему дирекция КамчатНИРО не поставила всех родственников в известность об исчезновении судна с мониторинга и изначально не была заинтересована в его активных поисках? Почему КамчатНИРО оплачивало только вертолет и не попросило помощи у Магаданских авиалиний, береговой охраны и военных моряков Магадана? Какую материальную помощь может оказать КамчатНИРО родственникам моряков с пропавшего «Аметиста»?
Но ответ на вопрос, как относится дирекция КамчатНИРО к ним, родственники уже получили. Только после нажима высших краевых чиновников были выплачены деньги, заработанные рыбаками в январе–феврале. Руководство КамчатНИРО ни разу не собрало родственников и не предложило вместе бороться за поиски пропавшего судна. В то время, когда родственники буквально жили в спасательном подцентре, представители дирекции КамчатНИРО появлялись там только изредка.
Родственникам нужны не версии – им нужны ответы, что, где и как произошло с «Аметистом». Они не похоронили судно – ведь пока им не представили доказательств, что «Аметист» лежит на дне. Поэтому они сейчас пишут письмо руководителю Росрыболовства А.А. Крайнему с просьбой выделить для возобновления поиска три БАТМа одной из камчатских компаний, чтобы они вели не попутный поиск, а искали в конкретном районе предполагаемой гибели краболова. И если будет что-то обнаружено, обследовать объект с помощью батискафа.
Родственники пропавшего судна СТР «Аметист» также просят всех неравнодушных жителей Камчатского края оказать помощь в возобновлении поисков судна.
Расчетный счет 42307810036173501808/48
(во всех камчатских отделениях Сбербанка).
Подробности по телефонам: 8-961-961-37-11, 8-909-839-52-14, 44-11-32.