Газета «Рыбак Камчатки»

Долговременное сотрудничество

8 апреля официальная делегация Амурской области во главе с губернатором Олегом Кожемяко прибыла на Камчатку. Цель – развитие межрегиональных связей.

Показали товары лицом

Прошла презентация Амурской области в Камчатском крае.

На нее были приглашены представители законодательной и исполнительной власти двух дальневосточных субъектов, бизнес-сообществ. В большом зале краевого правительства собрались около 200 участников. Гостей приветствовали камчатский национальный ансамбль «Коритэв» и лауреат международных конкурсов ансамбль танцев «Ровесники» из Приамурья.

Открывая презентацию, Владимир Илюхин отметил, что искренне поддерживает инициативу руководства Амурской области, направленную на укрепление сотрудничества между двумя территориями.

- Камчатский край и Амурская область имеют свои экономические особенности. Камчатка – это рыбный стол нашей страны. Рыбная продукция камчатских производителей славится своим качеством, получила признание не только в России, но и на мировом рынке. Производители Приамурья хорошо известны продукцией агропромышленного комплекса, качественной деревообработкой. Амурский завод кораблестроения выпускает суда, отвечающие самым современным требованиям, – сказал Владимир Илюхин. – Уверен: новые партнерские отношения позволят двум дальневосточным регионам развиваться более динамично, и первые результаты визита делегации Амурской области на Камчатку станут заметными уже в ближайшее время.

Губернатор Амурской области Олег Кожемяко отметил – у субъектов есть все возможности развивать взаимовыгодное сотрудничество, быть добрыми друзьями и надежными партнерами.

В фойе большого зала разместилась выставка амурских товаропроизводителей, где можно было увидеть то, о чем рассказывалось в фильме-презентации, показанном для пришедших в этот день в краевую администрацию. Также прошли «круглые столы» и информационные встречи по темам «Сельское хозяйство и переработка», «Судостроение», «Туризм», «Лесопереработка».

Обсудили проблемы судостроения

Одной из важных тем стало судостроение. Оно необходимо как для Амурской области, практически не ведущей рыбный промысел, но имеющей судостроительный завод, так и для Камчатского края, в котором нет судостроения, но развита рыбная промышленность.

Насколько разговор должен был стать серьезным, рассказал Владимир Илюхин. По данным, которые привел камчатский губернатор, возраст 90 % единиц рыбацкого флота Камчатки более 15 лет, а 65 % – более 30 лет. Это малоэффективные, физически изношенные суда, имеющие крайне высокую энергоемкость. Но при этом новый флот очень дорогой: «Сегодня цена нового промыслового судна неподъемна и для рыбодобывающих предприятий, и для судостроителей, поэтому без поддержки государства мы не сможем обновить флот в том объеме, который нам нужен. Уверен, что эти задачи мы сможем решить совместными усилиями».

Олег Кожемяко тоже выразил готовность к открытому диалогу и заверил, что амурские судостроители смогут предоставить потенциальным заказчикам всю документацию по стоимости строительства судов, вести переговоры по необходимому переоборудованию и доработке промыслового флота для нужд камчатских предприятий.

На решение проблем отведено не так уж много времени. Даже с учетом модернизации существующих судов Камчатка останется без добывающего и перерабатывающего флота уже через 15–20 лет. Покупать новые суда надо. Но их цена действительно неподъемная. Крупные заводы и Объединенная судостроительная компания предлагают рыбопромышленникам построить БАТМ за 100 млн. долларов, суда меньшего класса – за 30–40 млн. долларов. И это не предел – цены на металл и комплектующие будут только расти.

Камчатке нужны не только крупно- и среднетоннажные траулеры. Необходимо обновлять и МРСы и РСы, ведущие промысел в прибрежной зоне. Много лет подобные суда поставлял предприятиям полуострова Благовещенский судостроительный завод. Поэтому неудивительно, что представители завода и в этот раз приехали на Камчатку. Как рассказал генеральный директор предприятия В.С. Попов, в прошлом году завод в кратчайшие сроки сумел построить 7 сейнеров и передать их судовладельцам. В этом году на свой страх и риск судостроители заложили 8 малых рыболовных сейнеров – 4 для Сахалина и Приморья и 4 для Камчатки. Но если для приморских и сахалинских МРС заказчики нашлись, то только один камчатский судовладелец подписал с заводом протокол о намерениях. И судостроительный завод, и правительство Амурской области готовы пойти на беспрецедентные меры, чтобы сдать Камчатке 3 «зависших» МРСа. Завод согласен открыть всю документацию по своим затратам, искать внутризаводские резервы для их снижения. Амурская область предоставляет заводу льготы по электроэнергии, напрямую субсидирует 15,5 % от цены судна.

Но все это без государственной поддержки мало отражается на цене новых судов. Проводимая политика в отношении доллара и рубля, рост внутренних цен на металл и комплектующие не дают существенно снизить цену. Это хорошо видно на примере строительства РС-600 для колхоза им. В.И. Ленина. Когда подсчитали все затраты, выяснилось, что только одно оборудование будет стоить 75 млн. руб. Если к этому прибавить затраты на строительство судна, цена станет запредельной – РС-600 обойдется около 5 млн. долларов. Если лет десять назад МРС стоил около 300 тыс. долларов, то в 2012 году его цена возрастет до 1,5 млн. долларов.

После таких цифр в зале повисла напряженная тишина. На самом деле камчатские рыбопромышленники готовы покупать новые МРСы не больше чем за 400–450 тыс. долларов. Объясняют они свою цену достаточно просто – без проблем за 150–200 тыс. долларов можно купить бэушный МРС на вторичном рынке (сейчас многие компании продают их за бесценок) и, вложив в него 100 тыс. долларов, получить вполне работоспособное судно. За 15 млн. руб. на заводе в Вилючинске можно полностью обновить палубу, корпусный набор и многое другое. К тому же существует и другая проблема – нехватка квот. Что такое для МРСа на западном побережье 200–300 тонн квот на год? Нужно подумать, как обеспечить прибрежное рыболовство квотами, тогда у рыбопромышленников появятся средства обновлять флот. Необходим и единый заказчик серии судов, что позволит за счет оптовой закупки снизить их цену.

Не обойтись и без господдержки, говорили участники «круглого стола». Сельскому хозяйству делают льготы на топливо, фермерам вручают комбайны и тракторы за 50 % стоимости – чем рыбаки хуже?

Договорились о сотрудничестве

По итогам презентации Камчатский край и Амурская область заключили соглашение о сотрудничестве. Свои подписи под документом поставили губернатор края Владимир Илюхин и губернатор Амурской области Олег Кожемяко.

Соглашение предусматривает расширение торгово-экономических связей между предприятиями и организациями, содействие расширению взаимопоставок различных видов продукции и товаров, сотрудничество в различных областях экономики, совместное решение задач в судостроительной отрасли. Основные положения были согласованы во время проведенных «круглых столов» с представителями рыбной отрасли и агропромышленного комплекса двух субъектов.

Комментируя итоги встречи, Владимир Илюхин отметил, что соглашение было подписано в интересах населения двух территорий.

В свою очередь Олег Кожемяко добавил, что подписанное соглашение свидетельствует о серьезности намерений обеих сторон придать новый импульс развитию деловых и дружественных отношений.

Максим ТРУШ.