Камчатка - XXI векВ XXI веке роль Камчатки будет возрастать, ибо в «лихие 90-е» страна потеряла военно-морские базы и грузовые порты, часть акваторий Балтийского, Черного и Каспийского морей с их биоресурсным потенциалом; курорты Прибалтики, Украины, Казахстана, Средней Азии и Закавказья. |
Из-за своей закрытости в советское время она пока остается одной из немногих ненарушенных экосистем России. Ее земельный фонд составляет более 46,4 млн. га, причем 95,2% – земли лесного фонда. Это 111 тыс. озер и свыше 139 тыс. рек протяжённостью более 350 тыс. км. Они – «родильный дом» для 1/3 части мирового тихоокеанского лососевого стада с потенциальной продуктивностью в 1 млн. тонн, а промысловой – более 0,6 млн. тонн.
В ее недрах разведано свыше 300 месторождений минерального сырья, в том числе 39 месторождений пресных и минеральных подземных вод, а на поверхности изучено 160 термопроявлений.
Для сохранения уникальных природных (от вулканических до болотных) ландшафтов и биоразнообразия на площади в 9,2 млн. га созданы особо охраняемые природные территории (ООПТ), причем 3,8 млн. га – морские акватории, 5,4 млн. – земли полуострова, что составляет 11,7% всей площади Камчатки в 472,3 тыс. кв. км.
Но отражают ли эти ООПТ экологический каркас региона для сохранения его биоразнообразия? К сожалению, нет, ибо система «экологических коридоров» через полуостров вдоль нерестовых рек, которые должны иметь охранный национальный статус и экологическую защиту, не создана. Ибо к созданию ООПТ для нерестовых рек, к которому много лет подряд призывали ученые ПАНИ, экологи подошли только в 2006 году, когда был организован первый лососевый заказник на реке Коль. А общая численность животных и птиц, даже занесённых в Красную книгу РФ, неуклонно снижается. Показательна и судьба дикого северного оленя, который стал «краснокнижным».
К рубежу двух веков в Камчатском институте экологии и природопользования (КИЭП ДВО РАН) под руководством Р.С. Моисеева были разработаны областные концепции рационального природопользования и социально-экономического развития; развития рыбной отрасли, промышленности и инвестиционной деятельности; подготовлены рекомендации ряда научно-практических конференций по развитию производительных сил и ежегодных конференций по сохранению биоразнообразия. Причем, устойчивое развитие Камчатки в них рассматривалось с позиции глобальных интересов страны на Дальнем Востоке и в Тихом океане и решения региональных проблем развития самой Камчатки.
Очень сложная социально-экономическая обстановка, близкая к катастрофе, сложилась в Корякском автономном округе, 80-летие которого было отмечено в прошлом году. Численность его населения сократилась с 40 тыс. человек (1989 г.) до 20,4 тыс. чел (2010 г.) за счет естественной и миграционной убыли, из-за низкого уровня жизни в экстремальных природно-климатических условий. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума здесь достигает 48%. Подорвано оленеводство, поголовье которого со 150 тыс. оленей в начале века сократилось до 32 тыс. голов.
До сих пор не реализован федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» (от 7.05.2001 г. № 49-ФЗ), как и новый устав Камчатского края (2008 г.) в части гарантии образования ТТП местного уровня.
В нем не раскрыт и особый статус округа, который был провозглашен федеральным конституционным законом «Об образовании в составе РФ нового субъекта РФ в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа» от 12.07.2006 года, хотя объединение с особым статусом округа было поддержано на референдуме.
Более того, краевые депутаты попытались опротестовать распоряжение правительства РФ от 8.05.2003 г № 631-р «Перечень мест традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов (КМН) РФ» в части включения всех южных районов и городов полуострова в этот перечень.
Сегодня КМН пытаются получить право вылова рыбы не только на личное пропитание, но и на развитие своих родовых общин.
В 44 статьях устава края (2008 г.) так и не нашлось места курсу экологизации экономики с сохранением ненарушенных экосистем. Поэтому экологизация, биосферная модель экономики нам не гарантированы.
В нынешней «Стратегии социально-экономического развития Камчатского края до 2025 года», утверждённой в прошлом году, – базовой для отраслевых стратегий и разработок нормативно-правовых актов, приоритетом становится морехозяйственный сектор, включая добычу и переработку шельфовых углеводородных ресурсов на акватории в 83,8 тыс. кв. км и масштабные минерально-сырьевые разработки рудных и россыпных месторождений золота, платины, никеля, меди, кобальта в горнорудных районах полуострова на площади в 168 тыс. кв. км, а также углеводородов в нефтегазовых районах на территории 118,7 тыс. кв., туризм и санаторно-курортное дело.
Цель этой стратегии – создание развитой, самодостаточной экономики для достижения не менее чем среднероссийского уровня социально-экономического развития и показателей жизни при бездотационности краевого бюджета.
Для этого планируется газификация края, строительство новых ГЭС, постановка плавучей атомной теплоэлектростанции, развитие дорожной сети, которые должны обеспечить (по инновационному прогнозному сценарию) рост объема валового регионального продукта в 12,8 раза, рост доходов консолидированного краевого бюджета в 11 раз, инвестиций в основной капитал в 20,6 раза.
При этом необходим рост численности населения (с 343,5 тыс. чел.) на 204 тыс. человек, в т.ч. занятых на производстве (скорее всего – мигрантов) с нынешних 185 до 409 тыс. человек. К сожалению, недостаточно оценено нынешнее состояние окружающей среды и экологические последствия таких масштабных нагрузок. Но на основе внедрения системы мониторинга, ресурсосберегающих технологий, сохранения нынешних ООПТ даже делается оптимистический вывод, что «экоситуация… улучшится».
Организация единой особой эколого-экономической зоны на всем полуострове, которую отстаивает ПАНИ, позволила бы упорядочить нынешние планы создания целого ряда малых особых экономических зон (портовой, курортных, туристско-рекреационных и др.) и их льготное налогообложение. А придание всей экосистеме не только статуса всемирного природного, но и этнокультурного наследия позволило бы преодолеть отрыв традиционного природопользования и этнокультурных корней северных народов от природных ресурсов и их исконной жизненной среды обитания.
При этом, на наш взгляд, санаторно-курортное лечение жителей дальневосточных регионов страны и Камчатки (профилактическое, восстановительное и реабилитационное) должно иметь не меньшее значение, чем экологический, экстремальный и этнографический туризм. В первую очередь речь идет о создании Паратунской санаторно-курортной зоны федерального значения на основе термальных источников и лечебных грязей. Особенно актуальна климатотерапия патологии у местных жителей и КМН со снятием стрессовых воздействий после природных катастроф.
Необходим федеральный законопроект по определению стратегических и тактических государственных задач по развитию Дальнего Востока и роли Камчатского края. А устойчивое развитие его возможно только на основе сочетания общегосударственных и региональных социально-экономических интересов, причем, не стремясь к его самодостаточному развитию, а кооперируясь в экономику дальневосточных регионов.
Биоресурсам прикамчатских вод необходимо придать стратегический статус, УВ шельфовым запасам – ранг федерального резерва недр. Необходима более глубокая переработка рыбных ресурсов с повышением выхода готовой продукции до японских показателей в 78% (при российских 42%) с каждого килограмма добытых гидробионтов.
При подготовке к объединению двух дотационных субъектов был упущен шанс разработать механизм внедрения ресурсной ренты, шанс создания особого (экономического) статуса не только для округа, но и края в целом.
Год назад дотационный консолидированный краевой бюджет составлял 40 млрд. руб. Как показывает расчет, приведенный в Программе, только одна добыча 2 млн. тонн гидробионтов даст их сырьевую годовую стоимость более 1 млрд. долларов, а абсолютная рента (в доход государства) составит 100 млн. долларов. При этом она возрастет в 2 раза при более глубокой переработке гидробионтов.
Надо менять нынешнюю сырьевую направленность экспорта гидробионтов, которые составляют 90% в общей структуре экспорта, завтрашних широкомасштабных планов экспорта сжиженного или сжатого газа за рубеж в связи с планами шельфовой добычи его в 20 млрд. куб. м в год. Хотя на внутреннее краевое потребление надо всего 1 млрд. куб м.
Необходима реализация ныне существующих федеральных и краевых законов, особенно для КМН. В том числе выполнение «Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ», утвержденной распоряжением правительства РФ от 4.02.2009 г.
№ 132-р, с её поэтапной реализацией до 2025 года. В ней базовой задачей устойчивого развития провозглашается сохранение природной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей этих народов.
Для этого потребуется: установить правовой режим охраны ТТП; обеспечить приоритет доступа КМН к рыбопромысловым участкам и охотугодьям, биоресурсам; разработать и внедрить механизм расчёта ущербов этим ресурсам; содействовать адаптации КМН к природным факторам, вызывающим стрессы; ввести этнологические экспертизы; начать картирование и оценку природных ресурсов и мониторинг состояния исконной среды и экологической ситуации в местах традиционного проживания на ТТП и традиционной хозяйственной деятельности КМН. А теперь это – вся Камчатка и остается только начать воплощать эту важнейшую задачу в жизнь.
Сегодня мы скатываемся к дальнейшей деградации природно-биосферного потенциала Камчатки, а ведь это естественная экосистема с биосферным разнообразием на границе «континент-океан» – стратегический ресурс устойчивого развития, продовольственной безопасности для жизнеустройства России.
Несмотря на холодность своего пространства, высокую энергоемкость экономики, отдаленность от центра России с высокими транспортными тарифами внутри и вне полуострова, Камчатка, используя свое выгодное географическое положение (размеры, протяженность территории), первозданность ландшафтов и биоресурсное разнообразие, запасы пресной воды и тепла земли, самобытность этносов, ещё может поймать в свои паруса тихоокеанский ветер устойчивого развития.
И может, станет Камчатка первым ноосферным регионом страны А социально-экономические и экологические аспекты ее развития XXI века рассмотренные в трудах Р.С. Моисеева и получившие поддержку в наших публикациях и на съездах ПАНИ, помогут устойчивому развитию Камчатки и даже началу поиска своего ноосферного пути в интересах будущего России и выживания человечества.