С пограничниками удалось договоритьсяПредставители рыбопромысловых компаний и пограничники Северо-Востока встретились 28 июля в пограничном управлении и обсудили ход выполнения плана мероприятий по контролю за промыслом лосося, вопросы взаимодействия с контролирующими органами. |
Главная задача пограничников во время лососевой путины – не допустить незаконного промысла. Представители СВПУ рассказали, каких результатов они здесь добились.
Для контроля за ловом на рыбопромысловых участках и морском пространстве региона проводились совещания межведомственной рабочей группы, происходил взаимный обмен информацией об объемах выделенных квот, выданных разрешениях на добычу и добытых ВБР, сформирована и направлена в район промысла совместная инспекторская группа из числа сотрудников ГМИ пограничного управления и отдела Росприроднадзора.
Совместными межведомственными группами проведены профилактические контрольно-проверочные мероприятия, в ходе которых в бухте Оссора обнаружено 3 гражданина, осуществлявших незаконную добычу рыб лососевых видов под документы КМНС. У «липовых» аборигенов изъято 168 ястыков икры рыб лососевых видов, общим весом 11 кг, 44 кг готовой икорной продукции, двухместная резиновая лодка, сеть длиной 35 метров и средства для изготовления икорной продукции. В районе села Тиличики браконьеры лишились 15 емкостей икры лососевых видов общим весом 350 кг. В этом же районе с использованием вертолета ФСБ России из незаконного оборота изъято 1787 лососей, икры сырца горбуши в ястыках общим весом 298 кг, 4 моторных лодки, 2 закидных невода.
С начала путины проведено 148 контрольно-проверочных мероприятий в отношении судов, осуществляющих добычу лососей. Были выявлены нарушения законодательства РФ, за которые капитаны рыбодобывающих судов (одно камчатское и три сахалинских) привлечены к админответственности.
Министр рыбного хозяйства края Владимир Галицын рассказал, что путина идет в штатном режиме. По вылову горбуши – опережение показателей на 30000 тонн. Невода заполняются полностью, предприятия вылавливают рыбу по потребности. Добытый лосось перерабатывается как на береговых предприятиях, так и в море, где работают 85-86 судов, принимающих улов красной рыбы.
Но эти суда могли и не подойти к берегам Камчатки. В процессе работы на их борту постоянно накапливаются льяльные воды и рыбные отходы, которые можно слить за борт только за пределами 12-мильной зоны, а для этого нужно выйти за госграницу. По запросу одного из предприятий полуострова о том, как судам работать в лососевую путину этого года в плане пересечения границы, пограничники в июне выдали такой порядок действий приемных судов в некоторых типовых ситуациях в период лососевой путины 2011 года, что многие рыбопромышленники задумались о том, стоит ли вообще участвовать в путине. Согласно ему, судовладельцу, работающего в ИЭЗ судна, нужно было направить заявление о приостановке действия разрешения на добычу ВБР, заявление на приостановку действия разрешения на неоднократное пересечение в связи с производственной необходимостью, после чего судно должно было проследовать в порт для прохождения пограничного оформления. И только после этого ему позволят работать на приемке лосося без упрощенного выхода за пределы территориального моря РФ на общих основаниях. При этом, разъясняли пограничники, какой-либо специальный порядок неоднократного пересечения госграницы РФ с целью сброса вредных веществ (льяльных вод) в нормативных правовых актах РФ не предусмотрен, а они не имеют права самостоятельно устанавливать иные порядки пересечения границы.
Если предприятия, имеющие приемные мощности в море, решились участвовать в путине на условиях пограничников, то им пришлось бы готовиться к огромным потерям промыслового времени по входу и выходу в путину, и невозможности осуществления производственной деятельности на приемке лососей, так как неизбежно накапливаются производственные и бытовые отходы и их необходимо сбрасывать за пределами внутренних морских вод и территориального моря. В случае приостановления упрощенного порядка пересечения госграницы сделать это невозможно. Практически не начавшись, путина оказалась на грани срыва.
Но органы управления и контроля отреагировали на возникшую проблему быстро и конструктивно, за что их на заседании рабочей группы благодарил и министр рыбного хозяйства, и рыбаки. Не прошло и недели с момента обращения рыбаков к руководству отрасли и пограничникам, как на свет появился протокол проведенного по этой проблеме совещания, позволяющий судам в период лососевой путины 2011 г. осуществлять приемку уловов со ставных морских неводов без приостановления действия разрешения на неоднократное пересечение госграницы.
Но если по приемке лосося проблема была решена, то у предприятий, чьи суда работают на прибрежном промысле, она в это же время появилась. И об этом очень эмоционально на заседании рабочей группы рассказал директор по флоту Камчатрыбпрома Валерий Прокопенков. С 24 мая СРТМ «Пограничник Змеев» занимался ярусным промыслом трески. Чтобы слить льяльные воды, судно несколько раз выходило за пределы 12-мильной зоны. Причем законопослушно уведомляло телеграммой об этом пограничников (именно так суда работали уже несколько лет). После возвращения в порт 27 июня пограничники наложили штраф в размере 300 тыс. руб. за 10 пересечений границы туда и обратно (такая же проблема возникла и у судна еще одного камчатского предприятия). К тому же, пограничники могут не выдать разрешение на неоднократное пересечение границы компании, судно которой проштрафилось, пересекая границу. Что же делать рыбакам – нарушать закон и пересекать границу, вешая ведро на систему мониторинга, чтобы слить льяльные воды и рыбные отходы, или опять же нарушать закон, избавляясь от отходов в пределах 12-мильной зоны?
Причина этого в том, считает председатель Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки Сергей Тимошенко, что постановление правительства РФ от 05.09.2007 г.
№ 560 (которым утверждены Правила получения разрешения на неоднократное пересечение госграницы России российскими рыбопромысловыми судами, осуществляющими промысел водных биоресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море, ИЭЗ и на континентальном шельфе РФ) не приведено в соответствие с действующим законодательством. Как в названии постановления, так и в Правилах употреблено словосочетание «промысел», исключенное из понятийного аппарата всех федеральных законов в области рыболовства и из статьи 9 Закона о госгранице РФ. Нужно просто привести этот нормативно-правовой акт в соответствие с законами. Но это только первый шаг. Второй – расширить зону прибрежного рыболовства, и проблема решится сама собой. Иначе в такой ситуации может оказаться весь прибрежный флот, говорил на заседании рабочей группы Сергей Тимошенко.
Пограничники, конечно, обязаны выполнять закон. И будут это делать, пообещали представители СВПУ. Но в то же время они понимают проблему рыбаков и принимают участие в ее решении. Остается только объединить усилия, чтобы помочь рыбной отрасли полуострова, оказавшейся в таких жестких рамках законов, не просто выжить, но и развиваться, строить новые предприятия, обновлять флот и привлекать в море молодые кадры.