Газета «Рыбак Камчатки»

Судовая медицина: реалии и перспективы

Сегодня много говорят о модернизации вообще и неизбежном «перевороте» в здравоохранении в частности. И какие-то «поползновения» в этом вопросе все-таки наблюдаются: периодически для больниц закупается новое оборудование, вводится новая система учета и записи пациентов к врачу, собираются строить краевую больницу... Однако коснутся ли эти перемены такой важной для Камчатки области, как судовая медицина? И вообще, в каком она сегодня состоянии, какие проблемы нуждаются в незамедлительном решении, есть ли у нее будущее и реальные перспективы? Об этом мы говорили с заместителем главного врача по флоту в Камчатском крае Русланом АХМЕТОВЫМ.

- Руслан Рашидович, как вы считаете, на должном ли уровне находится у нас судовая медицина?

- Если основываться на данных статистики (а она определяет заболеваемость и смертность), то медицинская помощь на камчатских судах оказывается в полном объеме. Сегодня смертность в основном связана с несчастными случаями и нарушениями техники безопасности. Смертность же от заболеваемости, как таковая, отсутствует. Это говорит о правильно и своевременно пройденных медкомиссиях.

- Так радужно было всегда?

- Лет 15 назад по экономическим причинам (отсутствие финансирования на содержание медработников) отдел судовой медицины в крае был закрыт. Как мы выходили из этой ситуации? В течение ряда лет в море ходили и стоматологи, и санитарные врачи – вплоть до ветеринаров! Это объяснялось практически полным отсутствием контроля в данной сфере. В результате отмечался значительный рост заболеваемости и смертности. Поэтому в 2002 году было принято решение о возрождении некогда упраздненного отдела судовой медицины. Тогда же меня пригласили на должность его руководителя. Начинать все сначала было довольно сложно, так как все традиции, опыт были утеряны. Но постепенно все развивалось, со временем собралась компьютерная база людей, которые проходят медкомиссию для похода в море. В нашей поликлинике – около 7 000 человек. В больнице водников – около 6 тысяч. То есть в общей сложности по краю насчитывается примерно 13 000 рыбаков. Однако хочу отметить, что со временем людей данной профессии становится меньше. Зарплаты маленькие, а условия труда тяжелые. Но предприятия нашли выход из этой ситуации – приглашают людей из Алтая, Хабаровского, Приморского краев…

- И это, видимо, не проходит бесследно?

- Невозможно проконтролировать, как и где получена справка о медкомиссии, пройденной людьми за пределами края.

Другими словами, отход судна оформляется с поликлиники. То есть предварительно все члены экипажа просматриваются по базе – какие у них заболевания, можно им идти в море или нельзя. А относительно иногородних я в таких случаях ничего сказать не могу. К чему это приводит? К тому, что сегодня немало владивостокских моряков списывается во время рейса, так как неожиданно выявляются их проблемы со здоровьем. Поэтому считаю, что необходимо создать Интернет-сеть по России, где я бы имел доступ к данным о здоровье каждого рыбака. Однако дело в том, что, по рассказам моих коллег из других регионов, такой отдел существует только на Камчатке.

- Алкоголизм на судах – искореним?

- Сегодня образ жизни на флоте заметно изменился. Теперь капитаны стараются набирать в команду проверенных людей, без вредных привычек. Раньше море было образом жизни. Люди могли по три дня стоять на рейде, пока спиртное не закончится. Сегодня все иначе – они идут в море зарабатывать пусть небольшие, но деньги. К тому же алкоголизм фактически не доказуем.

- Какие заболевания наиболее распространены среди моряков?

- По отчетам медработников среди заболеваний в море на первом месте стоят простудные заболевания – ОРВ и ОРЗ. Понятно, что замкнутое пространство способствует распространению этих болезней среди членов экипажа. На втором месте – кишечные расстройства. А на третьем – травматизм, от которого иной раз и спецодежда не спасет. Конечно, мы должны учитывать специфику и интенсивность труда в море. Если человек заболел на берегу, он может взять больничный лист, у него есть свободное время и выходные. В море – жесткий график, и о выходных речи не идет. Как правило, даже заболев на судне, человек продолжает работать, выходить на свои вахты. Естественно, что в таких условиях могут обостряться хронические заболевания.

Конечно, есть случаи аппендицита и желудочно-кишечного кровотечения. В таких случаях большую роль играет медработник, который вовремя и правильно поставит диагноз, назначит лечение. Или направит в близлежащий медпункт, или же вызовет санавиацию, которая доставит больного в специализированное отделение.

- Вы хотите сказать, на каждом судне присутствует медработник?

- На маленьких судах, рассчитанных на 15–25 человек, ни врач, ни фельдшер не положены. В этом случае медработника заменяет старший помощник капитана, который предварительно проходит специальное обучение по оказанию первой медицинской помощи. В экстренных же случаях кроме санавиации они могут запросить находящийся поблизости большой пароход, где обязательно должен быть врач. Сегодня в большинстве случаев медработник имеется на каждом судне, где насчитывается от 26 и более человек экипажа. И даже если хозяин пытается этого избежать – не получится, так как ему просто не оформят отход судна.

- Неужели проблема кадров судовой медицины не касается?

- Как же не касается?! Сами посудите, на судне с численностью членов экипажа более 100 человек, в идеале должен в обязательном порядке находиться хирург. Но все прекрасно знают, что вопрос нехватки медицинских специалистов сегодня стоит остро во всех учреждениях края. Поэтому ходят в море сегодня в основном фельдшеры.

На флоте работают около 70 человек. Из них 50 – фельдшеры, 20 – врачи. Конечно, в советские времена все было иначе. Работала и стоматологическая, и рентгенслужбы, госпитали хирургии и гинекологии. На больших пароходах всегда были врач и медсестра.

- В таком случае, коснулась ли так называемая модернизация судовой медицины?

- Понимаете, судовая медицина неразрывно связана с медициной в целом. Поэтому модернизацию в этой сфере нельзя рассматривать отдельно. Будет в больницах современное оборудование – появится возможность ставить более точные диагнозы, выявлять какие-то патологии, в том числе и у рыбаков. А эти вопросы сегодня стоят остро по всей стране. Особенно если учесть, что человек, идущий в море, пытается максимально скрыть свои заболевания – другой специальности нет, а деньги зарабатывать нужно.

- Как часто на судах происходят несчастные случаи?

- Сегодня травматизм на судах невысокий, так как трудовая инспекция жестко наказывает за нарушения техники безопасности. Сами посудите – за год происходят 3–4 несчастных случая. Однако они достаточно серьезны. Например, в одном из последних случаев человек лишился ноги, которая попала в кольцо троса.

- Как происходит взаимодействие с медициной катастроф?

- Каждый год мы делаем туда запрос с целью получения объективных данных. Раньше статистика ошеломляла – было очень много вылетов на суда по санзаданиям. За последние несколько лет их количество сократилось примерно в 3 раза. Понимаете, предприятиям невыгодно возиться с работниками с хроническими заболеваниями. Потому что 2–3 дня, которые тратятся на доставку больного на берег, – большие убытки для работодателя.

- Как обстоят дела с медикаментами? Некоторые рыбаки рассказывают, что в судовых аптечках кроме зеленки и бинта ничего больше не найти.

- Мною разработан перечень лекарств, медикаментов, расходных материалов, которые должны быть на судне. Причем полный список лекарственных препаратов, которые необходимы для оказания первой медицинской помощи. Судовые работники берут этот перечень как образец и предоставляют его той компании, от которой ходят в море.

Однако все же встречаются так называемые диспансерные больные из старослужащих, для которых врач специально подбирает лекарственные препараты, которые рыбак обязан взять с собой в рейс.

- А кто контролирует наличие аптечек с препаратами на судах?

- Я рекомендую, а контролирует Роспотребнадзор. Иначе отход судна просто не будет оформлен.

- В былые времена существовали санатории для рыбаков, предприятия регулярно отправляли своих работников на лечение. Как с этим обстоит дело сегодня?

- Сегодня немало предприятий, в распоряжении которых одно-два судна. И, соответственно, люди подписывают договор на рейс, а по его окончании увольняются. О каком лечении может идти речь в таких условиях? А если говорить о таких базовых предприятиях, как «Океанрыбфлот», колхоз им. Ленина, то ситуация совсем иная. Люди, работающие постоянно, имеют соцпакет и данную услугу в том числе. В конце года работники проходят медкомиссию, и врач подает списки, кому необходимо пройти санаторно-курортное лечение. Эти списки заверяются Роспотребнадзором и передаются на предприятия со всеми вытекающими обстоятельствами.

- Недавно на Камчатке создали медицинскую палату. Есть в ней человек от отдела судовой медицины?

- Во-первых, у нас постоянных людей двое – я и фельдшер. Остальные меняются. Во-вторых, нам никто не предлагал.

- Рассказывают, что сегодня медкомиссию можно купить без особых проблем за 1 500 рублей. Насколько сложно это контролировать?

- Знаете, у нас на каждого человека, кто проходит медкомиссию, имеется амбулаторная карта, флюорография, архив по электрокардиограмме – это объективные данные, которые подменить невозможно.

- В какую сумму обойдется медкомиссия человеку, собравшемуся идти в море?

- Вообще, медкомиссия для женщин обходится несколько дороже, так как есть некоторые дополнительные обследования. Но в среднем выходит 1 200–1 400 рублей. Однако хочу отметить, что с этого года вступает в силу новый приказ, который подразумевает прохождение большего количества обследований и анализов. То есть теперь к проблеме здоровья будут подходить еще более тщательно. С одной стороны, это, конечно, хорошо. С другой – будет обходиться достаточно дорого – от 4-х тысяч рублей и выше.

- Как много женщин сегодня стремятся попасть в море?

- Ну, если общее количество рыбаков – примерно 13 тысяч человек, то женщин из них – около 10 процентов.

- Нет мыслей, что однажды отдел судовой медицины закроют, как это однажды уже случилось?

- Вообще, мы существуем по федеральной программе, и пока вопрос о расформировании и закрытии не стоит.

Конечно, в идеале надо возвращать судовую медицину на тот уровень, на котором она была раньше, – чтобы на судах были медработники и фельдшеры, получали лицензии, создавались бригады из специалистов…

- Для этого есть предпосылки?

- Нет. Потому что ситуация стабильная, смертность не возрастает, острых вопросов не стоит – получается, нет предпосылок что-то менять. Однако если этот отдел ликвидировать, начнется беспредел. Поэтому задача сегодня – сохранить имеющееся на надлежащем уровне.

Дарья ЧЕРНЕНКО.