Спасатели - в море и на суше |
Нас готовы спасти
О том, чем может грозить пренебрежительное отношение к опасности, свидетельствует трагедия, произошедшая в 2010 году. Во время проведения хели-ски-тура (хели-ски – разновидность горнолыжного спорта, сущность которого состоит в спуске по нетронутым снежным склонам, вдалеке от подготовленных трасс с подъемом к началу спуска на вертолете) 10 апреля сошла лавина, унесшая жизни 10 человек. Лавина сошла по отрогам Срединного хребта с горы Дукук (абсолютная высота – 1 566 м), точка старта снежного языка находилась на высоте примерно 1 400 м. В момент схода лавины 15 туристов (из них 11 человек – граждане Германии, 1 – гражданин Бельгии, трое – граждане России) находились на склоне горы, трое членов экипажа – в кабине вертолета. Туристическая группа не была зарегистрирована в поисково-спасательном отряде Камчатского края. Лавина протащила вертолет более 200 м по склону горы. В результате корпус Ми-8 разрушен полностью, погибли два члена экипажа, находившиеся на борту, и восемь туристов, которые в момент схода лавины находились на склоне горы.
Это случилось потому, говорит С.И. Хабаров, что транспортные компании, туроператор (который предоставлял такие услуги) и поисково-спасательный отряд не могли договориться между собой. В 2010 году было принято постановление о взаимном обмене информацией между ними. Фирма, которая занимается предоставлением услуг по катанию на лыжах, обязана согласовывать свои действия с поисково-спасательным отрядом. Вертолетные компании тоже должны сообщать в спасательные подразделения, в какое время и куда планируется вылет. Появились и определенные требования к оснащению любителей покататься на нетронутых снежных склонах. Такой обмен информацией дает возможность отслеживать, кто, куда и в какое время собирается отправиться в горы. И можно вместе с противолавинной службой определить, насколько безопасны от схода лавины те или иные склоны. И министерство спорта и туризма края постоянно проводит работу с туроператорами и инструкторами по обеспечению безопасного туризма.
Работа эта достаточно эффективна – по словам С.И. Хабарова, большинство туристических групп стало регистрироваться у спасателей. Однако и сегодня находятся некоторые любители экстремального туризма (особенно не камчатцы), которые игнорируют требования спасателей и продолжают пренебрегать вопросами безопасности.
Часто на Камчатке люди гибнут по своей беспечности. Особенно опасны в этом плане, сказал С.И. Хабаров, снегоходы с их обманчиво легким управлением. Только за новогодние праздники наступившего года произошло два трагических случая – в Палане водитель снегохода сорвался вниз со скалы, а недалеко от Петропавловска еще один решивший покататься на снегоходе врезался в столб. На снегоходе неопытный водитель тоже может сорвать лавину или потеряться, стоит только отвлечься и не прихватить из машины GPS-навигатор.
Поэтому лучше прислушиваться к сообщениям спасательных служб, когда они предупреждают о той или иной опасности, грозящей неосторожным туристам. К тому же некоторым камчатцам приходят СМС с предостережениями о неблагоприятных погодных условиях. Правда, по словам министра спецпрограмм, делает это на полуострове только один оператор – Ростелеком. Другие компании, несмотря на неоднократные обращения с просьбой присоединиться к этому, навстречу не идут. Оправдываются тем, что не являются головными организациями, и без разрешения из Москвы такого сделать не могут.
Но сейчас на полуострове устанавливается современная система оповещения, технические возможности которой позволяют рассылать по телефонам, имеющимся в базе данных, сообщения с предупреждениями о чрезвычайных ситуациях.
Это особенно важно, ведь мы живем в регионе, где возможны не только сходы лавин и сильнейшие снежные метели, но и землетрясения, и цунами. Поэтому вопросам подготовки спасателей и их снабжению всем необходимым уделяется очень серьезное внимание, рассказал С.И. Хабаров. На Камчатке работают около 2 000 спасателей в федеральных и краевых структурах: филиале Дальневосточного регионального поисково-спасательного отряда, краевого государственного казенного учреждения «Центр обеспечения действий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций», спасательном центре (базирующемся в Раздольном). И в специализированной пожарной спасательной части в Петропавловске (таких частей в России всего две, и одна из них – на нашем полуострове) – это одно из самых подготовленных подразделений, способных тушить крупные пожары и спасать людей на воде. На Камчатке даже есть частная компания, предоставляющая услуги пожарной охраны.
Спасательные учреждения, размещенные в крае, достаточно оснащены и техникой повышенной проходимости, и обмундированием. Начиная с 2009 года, за счет краевого бюджета приобретено 23 новых пожарных автомобиля. В этом году для филиалов поисково-спасательного отряда, находящихся в северных районах Камчатки, будут закуплены вездеходы, чтобы в зимнее время можно было организовать поиск людей (искать на снегоходах порой небезопасно). Летом эти вездеходы могут быть использованы для тушения лесных пожаров – на них есть возможность установить водяные цистерны, оборудовать пожарно-техническим инвентарем и помогать тушить лес или тундру (часто последняя горит на севере Пенжинского района рядом с границей с Чукотским автономным округом, а туда направить спасателей из Петропавловска можно только вертолетом). Министерство специальных программ также принимает участие в комплектовании подразделений охраны камчатских лесов. С 2010 года выделяются средства на закупку бульдозеров, лесопатрульных комплектов, средств связи, ранцевых огнетушителей и многого другого.
Полуостров погибших кораблей?
Камчатские журналисты не могли не спросить С.И. Хабарова, что сейчас происходит с китайским сухогрузом «Айкишун», в прошлом году севшим на мель недалеко от входа в бухту. Как рассказал министр, недавно судно разломило прибойной волной на три части и утащило на глубину. Как только это произошло, на место аварии была направлена комиссия. Она установила, что разлива нефтепродуктов не было (во многом благодаря тому, что вовремя, еще в сентябре, из трюмов было откачано топливо и масло). Судоходству «утопленник» тоже не мешает, находясь в стороне от маршрутов плавания судов – над поверхностью воды осталась торчать только мачта.
Сколько притопленных судов находится в Авачинской губе, и как организована работа по их утилизации, поинтересовался я у С.И. Хабарова. Подобных пароходов в бухте – более 80, рассказал министр. Работа по их утилизации идет непросто. У любого судна, лежащего на дне, есть собственник. Иногда такие суда даже внесены в уставной капитал некоторых организаций. И пока судно покоится на дне, оно никому не нужно. Но как только его поднимут на поверхность, тут же находится хозяин, который имеет все права на эту «железку».
Есть служба в составе Росприроднадзора, которая вправе штрафовать те организации, чья собственность покоится на дне. Есть обращения в суд, который устанавливает срок поднятия судов и их утилизации. Но эти решения не выполняются, а штраф не настолько значителен, чтобы мог подвигнуть собственников подводной «недвижимости» избавить Авачинскую губу от затонувших судов.
Очистить бухту от затонувших судов было бы легче, говорит С.И. Хабаров, если бы в законодательстве существовал механизм, который позволял бы передавать такие суда в собственность государства, если собственник не выполняет решения суда, обязавшего его принять меры по подъему и утилизации судна. Можно было бы разработать программу по подъему и утилизации судов. Есть и люди, которые готовы развернуть работу по очистке бухты. Но пока им не удается договориться с собственниками – те заламывают такие условия, что суда поднимать со дна Авачинской губы становится невыгодно. Если такое положение сохранится, то Камчатка может стать «полуостровом погибших кораблей».