Новая миссия отраслевой экономической науки
Мировой кризис, высветивший недостаточную конкурентоспособность многих секторов российской экономики, вновь продемонстрировал важность лучшего финансирования сферы исследований и разработок, в том числе силами крупных компаний.
Переход развития рыбной отрасли к «инновационной экономике» имеет свою «морскую специфику». Общее технологическое отставание рыбной отрасли России, особенно в области обновления рыболовных и иных судов, в известной мере типично для страны, считает кандидат экономических наук Юрий Бобылов.
Россия и ее рыбная отрасль, безусловно, нуждаются в лучшем финансировании исследований и разработок. По мнению эксперта, при значительной доле государственного финансирования на ранних стадиях НИОКР коммерческая готовность создаваемого научно-технического продукта делает выгодным участие в его промышленном освоении на более поздних стадиях самими крупными и средними компаниями. Потому ряд таких стран, как Норвегия, Корея и др. обладают развитой высокотехнологичной судостроительной промышленностью, позволяющей строить рыболовные и иные гражданские суда значительно быстрее и экономичнее, чем это происходит в России.
Помимо общего объема финансирования рыбохозяйственной науки в России в системе Росрыболовства есть и проблема оптимизации структуры финансирования по отдельным направлениям. Переход к более эффективной экономике, в том числе с активизацией инновационного процесса, требует своего специфического научного поиска. В частности, насколько оправдано расширять промысел в удаленных районах Мирового океана (по геополитическим и иным причинам), если есть значительные запасы водных биоресурсов в ИЭЗ России, которые в очень большой мере недоосваиваются и даже перестали квотироваться? Здесь надо отметить прежде всего невылавливаемых дальневосточных кальмаров (более 300 тыс. тонн), также прибыльную, но неразвитую прибрежную аквакультуру Приморского края и Сахалинской области.
Анализ российской и отраслевой практики последних лет показывает, что сокращается количество и качество научно-исследовательских разработок. Ощущается недостаток финансирования инноваций крупными и средними предприятиями. В числе проблем, препятствующих развитию инноваций, – отсутствие информационного поля о проектах инноваций, из-за чего инвестор не может найти, куда вкладывать деньги, и отсутствие организационного механизма внедрения инновационных технологий.
Частный рыбопромышленный бизнес не станет решать крупные затратные научные проблемы особенно на ранних стадиях технологических НИОКР. Между тем мировой рыбный рынок ориентирован на появление все новых видов пищевых и непищевых рыбных товаров, где Россия малоприметна. Главный вывод по этой «инновационной ситуации» таков: уровень сложности российских проблем таков, что нужная компактная, но добротная фундаментальная и прикладная наука.
Все это имеет отношение к перспективам развития рыбного хозяйства России. Известны установки правительства РФ и Федерального агентства по рыболовству (ФАР) по резкому наращиванию объемов добычи морской рыбы, а также продукции аквакультуры. В силу геополитических и международных особенностей крайне желательно усиление присутствия российского рыболовного флота в ряде рыболовных зон иностранных государств, перспективных районах Мирового океана, в том числе у берегов Антарктиды.
Современный многопрофильный рыбопромышленный комплекс России лишь в нижней части своей пирамидальной конфигурации имеет фундамент в виде «водных биологических ресурсов». Сам морской рыбный промысел и последующая рыбообработка базируются на сложной производственной и технологической базе, нуждающейся в современных «инновациях» и «инвестициях». Однако «сырьевая» ориентация, отраслевой науки, снижает возможности развития обрабатывающей и других подотраслей в рыбохозяйственном комплексе в целом.
Полный текст размещен в рубрике «Личное мнение» на сайте РИА Fishnews.ru