Надо определиться с понятиями
По мнению приморских рыбаков, прежде чем разрешать освоение прибрежных квот в ИЭЗ РФ, следует ввести четкое понятие прибрежного рыболовства и указать его отличия от промышленного лова.
Разграничение прибрежного и промышленного рыболовства было введено с 2004 г., когда вышел Федеральный закон «О рыболовстве…». Почему разделительная линия проходит именно в 12 милях от берега, до сих пор непонятно. На самом деле не существует ни биологического, ни экономического, ни каких-либо других обоснований, которые бы позволяли разделять объекты промысла по их местонахождению. Нерестилища одних и тех же объектов находятся как в территориальном море, так в исключительной экономической зоне РФ. Уловы ВБР как прибрежного рыболовства, так и промышленного, изымаются из единого промыслового запаса, который не делится на запасы территориального моря и исключительной экономзоны.
«На сегодняшний день ситуация такова, что есть определенные районы лова, где 12-мильная зона разграничивает объекты промысла. Например, при добыче терпуга у Северных Курил, где очень большие свалы, промысел приходится вести практически в 1-2 милях от берега. Терпуг – объект океанический, но он подходит там к островам. За пределами 12-мильной зоны его можно поймать, только когда он мигрирует к этим местам. И получается, что крупнотоннажный флот, который способен вести освоение этого объекта на довольно больших глубинах, оказывается не у дел в силу географического положения этой 12-мильной линии», – сообщил РИА Fishnews.ru и.о. руководителя управления рыбного хозяйства администрации Приморского края Алексей Цымбал.
Он выразил удивление по поводу позиции таких регионов, как Сахалин и Камчатка, которые предлагают открыть экономическую зону для прибрежного промысла, при этом сохранив запрет на промышленный лов в 12-мильной зоне. По словам Алексея Цымбала, добыча рыбы по квотам прибрежного рыболовства за пределами территориального моря не окажет негативного воздействия на промысловые запасы, а вопрос подрыва сырьевой базы крупнотоннажным флотом не служит основанием для отказа в разрешении осуществления промышленного рыболовства в территориальном море РФ, так как его работа в таких районах регулируется Правилами рыболовства, которые в случае необходимости можно оперативно корректировать.
Приморские рыбаки предлагают два этапа решения этой проблемы. Первый из них – четко определить, что такое прибрежное рыболовство и для чего оно существует. «Если прибрежное рыболовство – это добыча водных биоресурсов с целью поставки их в свежем и охлажденном виде на российские береговые предприятия в целях дальнейшей переработки, тогда все встает на свои места. Хотите за 200 миль возить – пожалуйста, ловите в экономической зоне, но возите парную или охлажденную рыбу – не мороженую – на берег и перерабатывайте. Приморские предприятия двумя руками за это, в таком случае рыболовство действительно будет прибрежным и даст импульс развитию береговой переработки», – отметил собеседник агентства.
Второй этап предполагает внесение изменений в статьи 20 и 30 Федерального закона «О рыболовстве», которые позволят и предприятиям, имеющим прибрежные квоты, и предприятиям, имеющим промышленные квоты, осваивать их в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ – в рамках Правил рыболовства, которые не допустят подрыва запасов.
РИА Fishnews.ru