Новости
Герман ЗВЕРЕВ, председатель Подкомиссии по рыбному хозяйству и аквакультуре Комиссии по агропромышленному комплексу РСПП, президент Ассоциации добытчиков минтая

Школьники и ветеринары быстро почувствуют особенности нового техрегламента на рыбопродукцию

Технический регламент «О безопасности пищевой продукции» поставит окончательную точку в спорах относительно форм ветеринарного контроля над рыбопродукцией.

В ближайшее время в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) будет рассматриваться подготовленный Минэкономразвития проект Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции». Председатель Подкомиссии по рыбному хозяйству и аквакультуре Комиссии по агропромышленному комплексу РСПП Герман Зверев прокомментировал проект для РИА Fishnews.ru:

– Проект Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» – это революционный документ, в котором учтены многие предложения рыбацкого сообщества. Этот документ окончательно ставит точку в многолетнем споре относительно форм ветеринарного контроля над рыбопродукцией и открывает широкие возможности для увеличения переработки водных биоресурсов.

Прежде всего, подчеркну, что согласно статье 4 Технического регламента «О безопасности пищевой продукции» его действие распространяется на водные биологические ресурсы и объекты аквакультуры. Согласно пункта 4 статьи 1 Технического регламента «О безопасности пищевой продукции» впоследствии вводимый Технический регламент на пищевую продукцию из водных биоресурсов не сможет расширять требования к безопасности пищевой продукции, поскольку согласно подпункта 2) пункта 4 статьи 1 Технического регламента «О безопасности пищевой продукции» понятие «безопасность пищевой продукции» уже четко определено. Это «состояние пищевой продукции, свидетельствующее об отсутствии недопустимого риска, связанного с вредным воздействием на человека».

Принципиально важным считаю внесение в технический регламент уточненных понятий: «выпуск в обращение (оборот) пищевой продукции» и «прослеживаемость пищевой продукции». Согласно статье 4 Технического регламента «О безопасности пищевой продукции» «выпуск в обращение (оборот) пищевой продукции – это купля–продажа и иные способы передачи пищевой продукции, начиная с первой оферты изготовителя или импортера», а «прослеживаемость пищевой продукции – возможность идентифицировать партии пищевой продукции и документально установить изготовителя и последующих собственников находящейся в обращении пищевой продукции, кроме конечного потребителя, а также место происхождения (производства) пищевой продукции и (или) продовольственного сырья».

Большие возможности для российских переработчиков открывает статья 7 Технического регламента «О безопасности пищевой продукции». В настоящее время в школах часто используется при приготовлении пищи пангасиус. В соответствии с подпунктом 4) пункта 10 статьи 7 Технического регламента «О безопасности пищевой продукции» в питания детей дошкольного и школьного возраста «не допускается использование сырья из рыбы и нерыбных объектов промысла, подвергнутых повторному замораживанию». Именно к такому вида сырья и относится пангасиус, поэтому дошкольные учреждения и школы будут обязаны увеличить спрос на филе минтая первичной обработки российского производства. Это хороший рынок для нашей продукции.

Очень важная норма содержится в статье 22 Технического регламента «О безопасности пищевой продукции». Согласно подпункту 6) пункта 1 указанной статьи оценка соответствия пищевой продукции за исключением пищевой продукции непромышленного изготовления и продукции предприятий питания (общественного питания) требованиям технического регламента проводится в форме государственного мониторинга водных биологических ресурсов. Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 1 и пунктом 4 статьи 22 Технического регламента «О безопасности пищевой продукции» формы и методы оценки соответствия объектов технического регулирования относятся к исключительной компетенции Технического регламента «О безопасности пищевой продукции» техническим регламентом, устанавливающим требования к пищевой продукции из водных биоресурсов, не могут устанавливаться иные формы и правила оценки соответствия.

Кроме того, согласно пункту 7 статьи 22 Технического регламента «О безопасности пищевой продукции» уловы водных биологических ресурсов, предназначенные для производства пищевой продукции, отграничиваются от непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения.

Технический регламент «О безопасности пищевой продукции» ставит окончательную точку в спорах относительно функций и полномочий ветеринарных служб. Согласно статье 22 Технического регламента «О безопасности пищевой продукции» вводятся шесть форм оценки соответствия пищевой продукции и процессов производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в том числе ветеринарная сертификация и государственный мониторинг водных биологических ресурсов. Согласно статье 32 Технического регламента «О безопасности пищевой продукции» «оценка соответствия уловов водных биологических ресурсов осуществляется в форме государственного мониторинга водных биологических ресурсов, по результатам которого оформляется в соответствии с национальным законодательством документ, подтверждающий безопасность водных биологических ресурсов и среды их обитания. Оценка соответствия уловов водных биологических ресурсов в форме ветеринарной сертификации не проводится». Таким образом, статья 31 Технического регламента «О безопасности пищевой продукции», устанавливающая процедуру ветеринарной сертификации, не применяется к уловам водных биологических ресурсов.

В проекте Технического регламента закреплена еще одна важная победа рыбаков – полный отказ от регистрации процессов производства. Вводится государственная регистрация производственных объектов (не следует путать их с процессами производства) в специальном регистрационном органе Таможенного союза. Порядок регистрации установлен в статье 33 Технического регламента «О безопасности пищевой продукции» и в корне отличается от того порядка, который был предусмотрен проектом Технического регламента «О пищевой продукции из водных биологических ресурсов», принятом Государственной Думой в первом чтении в января 2009 года и вызвавшем бурю протестов у рыбаков. Никакой регистрации процессов производства, никаких временных идентификационных номеров не будет и в помине.

К сожалению, проект Технического регламента оказался несвободен от недостатков. В отличие от проекта Технического регламента «О пищевой продукции из водных биологических ресурсов», принятого в январе 2009 года, сужено понятие переработка (обработка). В это понятие не включается заморозка и охлаждение. Такое законодательное сужение понятия переработка (обработка) может создать сложность для рыбаков-прибрежников. В соответствие с пунктом 4 статьи 71 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» «производство рыбной и иной продукции из водных биоресурсов осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов». Поскольку проект технического регламента не относит заморозку и охлаждение к видам обработки, возникает в соответствии с пунктом 2 статьи 71 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» требование о доставке уловов водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении прибрежного рыболовства, на территорию прибрежного субъекта.

Рассчитываю, что Комитет по техническому регулированию РСПП, в заседаниях которого приму участие, «сострогает» шероховатости проекта, но в целом – это сильный незашоренный и лишенный коррупциогенных ловушек документ.

РИА Fishnews.ru

НазадМетки: РСППаквакультура
Поиск по дате / Календарь новостей
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31