Сплошные сюрпризы
В этом году московские специалисты не выделили ни одной квоты на добычу байкальской нерпы. Чем вызвано такое решение, ни сотрудники рыбнадзора, ни экологи объяснить не могут.
Расчетом квот по добыче нерпы на Байкале занимается предприятие Востсибрыбцентр, которое находится в Улан-Удэ. В этом году, как и в прошлом, оттуда в Москву направили заявку на 300 голов. Но столичные специалисты посчитали, что численность нерпы резко сокращается и охоту на нее запретили вообще.
Такое решение оказалось неожиданным сюрпризом и для Гринпис России, который совместно с Востсибрыбцентром провел ледовую экспедицию в марте-мае 2006 года. Как сообщили Fishnews.ru в международной экологической организации, тогда численность нерпы была оценена примерно в 82 тыс. голов. Учет во время предыдущей экспедиции Гринпис в 2000 году показал цифру в 86-89 тыс. животных. Таким образом, было отмечено определенное уменьшение популяции, однако, уверены специалисты, следует воздержаться от окончательных выводов до того, как будут собраны данные за несколько лет, для чего необходимо провести еще несколько экспедиций.
Тем не менее, необходимо заметить, что отсутствие квот на добычу вполне способно вызвать еще более широкое распространение браконьерства. Никакой запрет не удержит жителей прибайкальских поселений от охоты на нерпу. По словам начальника отдела Байкало-Ленского заповедника Виктор Степаненко, «для них нерпичий жир и мясо – традиционные компоненты национальной кухни. И запрет ничего не изменит. В том же поселке Ангурене, народ добывал нерпу 20-30 лет назад, так и сейчас добывает… Мы специально поинтересовались: в Ангуренах не взяли ни одной лицензии, хотя добывать выходили».
Вместе с тем, по словам сотрудников рыбнадзора, в прошлом году не было выявлено ни одного случая браконьерства. Остались не использованными и часть полученных лицензий. Однако этот факт немало удивил экологов: по их мнению, стандартные методы контроля уже не эффективны – люди научились обводить инспекторов вокруг пальца. А поэтому необходимо менять саму систему контроля, а также не создавать лишних проблем тем охотникам, которые хотели бы официально приобрести лицензии.
Сам же запрет охоты на нерпу, как таковой, никоим образом не снизит количества браконьеров, добывающих, по словам специалистов-нерпятников, до 10 тыс. голов в год, уверены экологи. Так что остается надеяться, что решение из Москвы не расслабит инспекторов.
Однако, как считают биологи, не меньшую опасность для нерпы представляет развитие автотуризма на Байкале. Шум пугает животных, они бросают детенышей, которые гибнут без родителей. Ученые считают, что последствия шумового воздействия на нерпу проявятся лет через 50. Если не запретить шумные виды отдыха на Байкале зимой, численность байкальского тюленя снизится в несколько раз и тогда уж охоту на нерпу точно придется полностью запрещать.