Ориентиры для рыбных рядов
Рано или поздно российский потребитель начнет обращать внимание не только на розничную цену рыбы, но и на то, кто ее производитель и каким способом она добралась до прилавка.
Перед экспортерами рыбы замаячила реальная перспектива в ближайшие годы лишиться части рынка вследствие невозможности подтвердить происхождение и экологичность своей продукции. В связи с этим о необходимости скорейшей сертификации российских рыбных промыслов по стандартам Морского попечительского совета (MSC) или других авторитетных международных организаций заявил на расширенном заседании Коллегии Росрыболовства глава ведомства Андрей Крайний. Он предупредил: «Отечественные рыбаки испытывают значительные трудности при сертификации по нормам MSC. Если мы не пройдем ее в 2011 г. Евросоюз будет для нас фактически закрыт».
По словам его заместителя Василия Соколова, в первую очередь в прохождении сертификации заинтересованы те промыслы, которые ориентированы на Европу. «Европейцам важно не только качество и цена товара, но и каким путем он был произведен. Причем рядовой потребитель зачастую никак не может проверить правдивость слов производителя, но он доверяет «правильному» знаку на упаковке. Поэтому продукция, которая идет на европейский рынок, неважно какими путями – через Китай или через США, рано или поздно будет вынуждена соответствовать этим критериям», – рассказал он РИА Fishnews.ru.
Все, что идет не в Европу, вряд ли будет сертифицировано, полагает собеседник агентства. «Сейчас хорошими темпами развивается наш внутренний рынок, потребление рыбы растет очень быстро. Рыба стала модной темой, люди стали обращать внимание на ее качество, интересоваться ее происхождением. Уровень жизни населения постепенно увеличивается, и потребитель понимает, что надо есть нашу дикую рыбу, – считает замруководителя Росрыболовства. – Если мы сейчас не нарушим систему, а шансы нарушить есть – взять хотя бы проблему с тем же Россельхознадзором, если устраним барьеры для российской рыбы, то этот рынок будет расти еще быстрее».
Он отметил, что сейчас сертификация по любым стандартам для предприятий, работающих на внутренний рынок, неактуальна по одной простой причине – «все-таки 98% населения в первую очередь смотрят на соотношение «цена-качество» и не заморачиваются тем, как и где эта рыба добывалась. Вкусно и по цене приемлемо – значит подходит».
Все изменится, когда народ начнет обращать внимание не только на цену, но и на пользу пищевых продуктов. «В будущем может возникнуть ситуация, когда покупателю будет сложно отличить отличный продукт от менее качественного. Ведь даже известные перерабатывающие компании могут приобретать сырье у различных поставщиков. Но когда на одной коробке будет стоять лейбл «дикая рыба из российских морей», а на другой нет, людям будет проще сориентироваться и выбрать действительно вкусную и полезную продукцию», – резюмировал Василий Соколов.
РИА Fishnews.ru