В правовом государстве не место «правовому беспределу»
В этом году сахалинская флотилия наконец-то пополнилась стеркодерами, вернувшимися под российский флаг. Но несмотря на соглашение с Внешэкономбанком рыбакам придется приложить массу усилий, чтобы полностью рассчитаться за суда.
В конце января завершилась многомесячная эпопея сахалинских стеркодеров, построенных под гарантии правительства РФ и одним росчерком пера лишенных права вести промысел в российских водах. Предприятия-фрахтователи шести судов смогли договориться с Внешэкономбанком и ценой невероятных усилий, настойчивости и терпения вернули траулеры под российский флаг. Два года оказались потерянными из-за непродуманности отечественных законов и медлительности бюрократической машины, с трудом признающей свои ошибки и не стремящейся их исправлять. Два года суда вынужденно гостили у чужих причалов, но, наконец-то, вернулись домой.
«Действительно, два года всевозможных встреч, совещаний на самых разных уровнях, писем, просьб и даже, я бы сказал, требований в адрес Правительства, Президента РФ и других федеральных органов закончились выходом на промысел для шести судов четырех предприятий Сахалинской области. Но говорить о том, что ситуация со стеркодерами благополучно разрешилась, наверное, будет неверно. Однозначного ответа нет», – считает председатель правления Ассоциации «Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области» Сергей Сенько.
По его словам, шесть судов сегодня являются собственностью российских предприятий, все необходимые свидетельства и разрешения получены. «Однако нельзя забывать, что эти суда находятся в залоге у Внешэкономбанка, т.е. у государства, и должны в течение пяти лет закрыть все свои обязательства по выплатам, оговоренным в подписанных соглашениях. А это суммы немалые, ежегодные платежи должны составлять в среднем более 4-4,5 млн. долларов», – рассказал председатель правления ассоциации в интервью журналу «Fishnews – Новости рыболовства».
Снята так называемая «солидарная ответственность», чего так долго добивались фрахтователи, и судовладельцы теперь несут индивидуальные обязательства перед банком. Однако Внешэкономбанк наотрез отказался включить в соглашение какой-либо форс-мажор в пользу рыбаков. А значит, любая задержка в выплате грозит предприятиям многомиллионными штрафами. «По моему личному мнению, рыбаков просто вынудили, заставили подписать такие условия договора и признать долги в полном объеме по этому проекту. Только рыбакам финансово невыгодно держать суда на приколе, а вот для государства, как оказалось, простой судов напрямую не связан с какой-то ощутимой потерей денежных средств», – утверждает Сергей Сенько.
Ставшие полностью российскими стеркодеры уже вышли на промысел и взяли первые тонны минтая. Работают предприятия на своих квотах, а при необходимости будут использовать квоты других организаций, хотя здесь снова придется добиваться согласия Внешэкономбанка. По остальным девяти судам вопрос пока не решен. До сих пор судовладелец не может получить внятного ответа по сроку реструктуризации своих обязательств.
Полный текст читайте в рубрике «Интервью» на сайте РИА Fishnews.ru