Путина в отсутствии спасительного флота
С приходом 3-й декады февраля половина Охотоморской минтаевой путины позади, следовательно, можно подводить итоги прошедшего и делать прогнозы на будущее.
По состоянию на 20 февраля Охотоморским промрайоном в составе почти 150 единиц флота, включая 6 плавбаз, добыто во всех трех подзонах Охотского моря 170 тыс. тонн минтая, или в процентном отношении, освоение лимитов составило 38%. Как сообщил Fishnews.ru с борта РТМ «Мыс Елизаветы» начальник Охотоморского промрайона Николай Коваленко, учитывая, что основная добыча минтая приходится на март – первую декаду апреля и ожидается подход еще новых судов в район промысла, можно сказать, что оснований для полного выбора выделенных квот достаточно.
«По сравнению с прошлым годом мы идем с опережением на 40 тыс. тонн, к тому же прогнозы науки на путину обнадеживающие, – отметил Николай Коваленко. – Единственное что настораживает и вызывает беспокойство у рыбаков – это ежедневное ухудшение ледовой обстановки». Ледовая карта погоды, которую получают рыбаки, показывает, что уже большая часть Охотского моря покрыта тяжелым льдом, и с каждым днем он охватывает все большую часть акватории.
Уже сейчас промысловый флот, работающий в районе залива Шелехова и в Северо-Охотоморской подзоне, вынужден вести промысел минтая в тяжелых ледовых условиях, а часть флота по этой же причине покидает промысловые изобаты и вынуждена спускаться на юг. А несколько судов, работу которых судовладельцы запланировали на охотоморской сельди, не могут приступить к промыслу, так как промысловые изобаты скованы непроходимым льдом.
Но самое главное, что в таких тяжелых условиях работы на весь охотоморский промрайон с начала года нет ни одного спасательного судна. И в таких суровых условиях рыбаки Дальневосточного бассейна продолжают осваивать выделенные лимиты. Ежесуточный суммарный вылов минтая сырца составляет, в среднем, 6 тыс. тонн. Крупнотоннажные суда вылавливают в сутки от 50 до 120 тонн, а у среднетоннажного флота успехи поскромнее. Вылов на 1 судно типа СТР, в среднем, 10-20 тонн, так что 6 мощных плавбаз типа «Содружества» находятся, как говорится, на голодном пайке.
Если сравнить работу рыбаков всех краев и областей ДВ бассейна, то лидерами являются рыбаки Магаданской области, за ними следуют приморцы, ну а далее – Хабаровский край, Камчатская область, и замыкают список Сахалинские рыбаки.
Кроме того, по словам Николая Коваленко, в промрайоне, как и на любом производстве, бывают свои проблемы. Возникают конфликтные ситуации между судами, работающими разными орудиями лова, в частности, с краболовами. «Поскольку крабовая экспедиция, состоящая примерно из 25 судов, не признает мнения Совета капитанов, то бороться с ними весьма проблематично, а законных прав, чтобы воздействовать на них, – нет, так как нет приказа из Москвы об объединенном штабе Охотоморской экспедиции», – рассказывает начальник промрайона.
Так что единственным вопросом, который Москва решила своевременно в предстоящую путину, стал заблаговременный выход приказа о распределении лимитов на минтай. Все остальные задачи, которые ставились и штабом промрайона, и Ассоциацией рыбохозяйственных предприятий Приморского края, до сих пор ждут своего положительного решения.