Каботажное плавание в рамках закона
Судам, следующим каботажным рейсом из одного российского порта в другой с пересечением госграницы, но без захода в ИЭЗ или территориальное море других стран, пограничный контроль проходить не требуется, отмечают пограничные органы.
В последнее время довольно часто компании, осуществляющие каботажное плавание, несут административную ответственность из-за, якобы, отсутствия должного оформления при прохождении границы. Этот вопрос не раз поднимался рыбацкой общественностью, в частности, на совещании с руководством Пограничной службы ФСБ России в октябре 2010 г. и на Дальневосточном научно-промысловом совете в апреле 2011 г.
Свои разъяснения сложившейся ситуации предоставило Пограничное управление ФСБ России по Приморскому краю.
Как сообщили РИА Fishnews.ru в пресс-группе регионального погрануправления, причина того, что факты привлечения к административной ответственности судовладельцев и капитанов судов, следующих каботажным рейсом из одного российского порта в другой с пересечением государственной границы и с заходом в исключительную экономическую зону и (или) территориальное море других стран без прохождения пограничного контроля, стали вызывать недовольство руководства ряда судоходных компаний, – в существенном повышении размеров штрафных санкций. Если раньше за такое нарушение закона «О Государственной границе РФ» штрафы были минимальные и заплатить их не составляло больших затрат, то после последних изменений, внесенных в административный кодекс, размер налагаемых штрафных санкций возрос в десятки раз и стал ощутим для бюджета судовладельцев.
Вместе с тем, пограничное управление обращает внимание на то, что согласно ст. 6 ФЗ от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ о порядке выезда и въезда из РФ пересечение Госграницы России гражданином Российской Федерации при следовании на российских судах через ИЭЗ РФ или через открытое море без захода в иностранные порты не рассматривается как «выезд из Российской Федерации» и как «въезд в Российскую Федерацию». Следовательно, заход судна в исключительную экономическую зону и (или) территориальное море другого государства является выездом из Российской Федерации.
Таким образом, судам, следующим каботажным рейсом из одного порта Российской Федерации в другой российский порт с пересечением госграницы и с заходом в ИЭЗ или терморе других стран, требуется проходить пограничный контроль.
Нарушение требований влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ, санкция которой предусматривает ответственность в виде административного штрафа для должностных лиц (капитан судна) в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, для юридических лиц (судовладелец) – от 400 тыс. до 800 тыс. рублей
Вместе с тем, судам, следующим каботажным рейсом из одного российского порта в другой порт РФ с пересечением государственной границы, но без захода в экономзону или территориальное море других стран, пограничный контроль проходить не требуется.
РИА Fishnews.ru