Что считать «форс-мажором»?
При рассмотрении причин недоосвоения квот комиссия Росрыболовства будет учитывать «только объективные обстоятельства». Проблемы фрахтователей 27 судов, построенных под гарантии Правительства РФ, к таковым не относятся.
В 2011 г. Росрыболовство приступило к процедуре расторжения договоров на право добычи водных биоресурсов с пользователями, осваивавшими в течение последних двух лет менее половины выделенной им квоты. Таким образом, впервые заработала ст. 13 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», предусматривающая принудительное прекращение права пользователя вести рыбный промысел. О том, как выглядит эта процедура на практике, и какими принципами будет руководствоваться ведомство, принимая решение о лишении квот конкретных компаний, РИА Fishnews.ru рассказал начальник Управления правового обеспечения Федерального агентства по рыболовству Евгений Кац.
По его словам, все документы, официальные данные и иные материалы, касающиеся обстоятельств, являющихся основанием для принятия решения о принудительном прекращении права на добычу водных биоресурсов, рассматриваются Комиссией по подготовке предложений по определению долей квот добычи (вылова) ВБР. По итогам работы комиссия подготавливает рекомендации руководителю Росрыболовства, который и принимает решение о начале процедуры расторжения договоров о закреплении долей квот. Территориальные органы ФАР направляют соответствующие письма пользователям. Если владелец квот отказывается от досрочного расторжения договора, то этот вопрос решается только в судебном порядке.
«При подготовке рекомендаций комиссия обязательно рассматривает и оценивает все объективные обстоятельства, которые препятствовали рыбодобывающим организациям либо индивидуальным предпринимателям в освоении квот, – отметил собеседник агентства. – Поэтому ни о какой «стрижке под одну гребенку» речи идти не может. Другое дело, что комиссия принимает к учету именно объективные обстоятельства, например, наличие запретов на осуществление рыболовства. Безусловно, также учитываются обстоятельства непреодолимой силы («форс-мажор»)».
Но оправдать двухлетнее освоение менее 50% квоты ссылкой на форс-мажор смогут далеко не все компании. Как считает начальник Управления правового обеспечения Росрыболовства, зачастую в обращениях пользователей обнаруживается желание к форс-мажорным обстоятельствам отнести «промахи при осуществлении предпринимательской деятельности» и «несостоявшийся расчет на авось».
«Уже проведенные заседания комиссии показали, что недоосвоение квот вследствие неблагоприятных природных условий носит единичный характер. В большинстве случаев имеет место просто невыход на промысел ввиду малого количества квот. Нередки случаи, когда пользователи даже не обращались за получением разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов», – сообщил он.
Что касается судов, построенных под гарантии Правительства РФ, то, по мнению Евгения Каца, проблемы, препятствовавшие их использованию, «относятся исключительно к области финансов, поскольку их основой является неурегулированность отношений между кредитором и должниками по погашению долга. То есть неосвоение данными организациями необходимого объема от выделенных квот вызвано наличием проблем с их контрагентом, но никак не связано с какими-либо объективными препятствиями».
Полный текст читайте в рубрике «Интервью» на сайте РИА Fishnews.ru