«Беспаспортную» рыбу не пустят в порты
Соглашение с КНДР о сотрудничестве в области предупреждения ННН-промысла будет подписано 30 января, заявил глава Росрыболовства Андрей Крайний. Договор предусматривает введение сертификата, подтверждающего законность добычи ВБР.
Говоря об охране водных биоресурсов, Андрей Крайний напомнил, что браконьерство не только приводит к уничтожению ценных видов гидробионтов, но и наносит экономический ущерб государству в виде недополученных налогов, таможенных и других платежей.
«Когда мы сравниваем данные нашей таможни о вывозе легального краба и морепродуктов с Дальнего Востока с данными таможни Японии, например, то видим «дырку» в 800 млн. долларов. То есть у нас вывезено легально и задекларировано продукции на 800 млн. долларов меньше, чем ввезено в Японию, – заявил руководитель Федерального агентства по рыболовству на пресс-конференции 26 января. – По нашим оценкам: каждый пятый краб нелегальный, каждый шестой еж нелегальный».
Тем не менее, по словам главы отрасли, определенная положительная динамика все же прослеживается: пять лет назад нелегальные уловы оценивались вдвое выше. «Естественно, нас это беспокоит, и мы помимо тех мер, которые сами принимаем, пытаемся заставить бороться наших коллег с другой стороны моря – из Японии, Китая, из Южной и Северной Кореи», – отметил руководитель рыболовного ведомства.
В качестве положительного примера Андрей Крайний привел ситуацию на Северном бассейне: «В Баренцевом море практически нет браконьерства. Почему? Потому что там действует система государственного портового контроля. Браконьер, который поймал треску, не может ее выгрузить ни в одном порту Норвегии, России или Европы. Исчезает экономический смысл. Поэтому в Европе такой проблемы нет, а Дальний Восток нас, конечно же, беспокоит».
Как сообщает корреспондент РИА Fishnews.ru, помимо силовой составляющей в лице Пограничной службы противодействовать ННН-промыслу призвана система сертификации уловов на предмет легальности их добычи. «С Северной Кореей я буду подписывать в понедельник соглашение о системе сертификации. Работает она предельно просто. Капитан судна, декларируя продукцию в российском порту, заявляет порт, в котором он собирается ее выгружать. Наши теруправления, которые находятся во всех портах Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, выдают ему сертификат на эту продукцию: вот разрешение, все легально. А по дипканалам мы в этот порт отправляем копию сертификата. Дальше все очень просто. Он приходит в Вакканай в Японии или в Донхе в Южной Корее и предъявляет перед разгрузкой этот сертификат. Капитан порта сравнивает: совпадает – разгружайте, не совпадает – до свидания», – разъяснил принцип работы системы руководитель ФАР.
По словам Андрея Крайнего, с Республикой Корея эта схема начнет действовать с 1 марта. Росрыболовство уже получило официальную ноту от южнокорейского МИДа. Аналогичные соглашения в ближайшее время планируется заключить с КНР и Японией.
РИА Fishnews.ru