Рыбная отрасль запуталась в сетях бюрократии
Самые большие риски для законопослушных рыбаков на сегодняшний день сконцентрированы в области отношений с контрольно-надзорными органами.
«Применяемые на сегодняшний день методы и способы охраны водных биологических ресурсов не обеспечивают их безопасность и рациональное использование», – высказал мнение на III Всероссийском съезде работников рыбного хозяйства вице-губернатор Приморского края Игорь Улейский. По его словам, контрольно-надзорные органы при организации охранных мероприятий делают упор на «работу» с законопослушными «легальными» рыбаками, оставляя без должного внимания настоящего браконьера, а также флот, работающий под «удобными» флагами. При этом во все инстанции рассылаются рапорты о высоких показателях работы, без учета статистики иностранного импорта в «портах приема» рыбной продукции, добытой в исключительной экономической зоне РФ.
Как сообщает корреспондент РИА Fishnews.ru, в сложившейся ситуации рыбаки видят выход в решении на законодательном уровне вопроса с определением понятий «браконьер» и «нарушитель правил рыболовства» и переориентации контрольно-надзорных органов на работу по контролю за нахождением в ИЭЗ РФ судов под «удобным» флагом. Кроме того, необходимо продолжать переговоры на межгосударственном уровне по созданию условий, запрещающих поставки в зарубежные порты незаконно добытых водных биоресурсов, выловленных в российских водах судами третьих стран.
Пока же понятия надзора и контроля в отношении рыбопромышленников по-своему толкуют и Пограничная служба, и таможня, и Россельхознадзор, и даже портовые власти. «Пресс проверок, необоснованных задержаний (судов, продукции), различия в трактовке нормативно-правовых актов, двойные наказания, произвол должностных лиц всех рангов и мастей приводят к колоссальным непроизводительным потерям промыслового времени и убыткам, а как следствие – к снижению показателей отрасли в целом», – отметил вице-губернатор Приморья.
С дальневосточными рыбаками полностью согласны их коллеги из других регионов. «Мы считаем верхом неуважения к собственным рыбакам действующую систему пограничных, таможенных и ветеринарных процедур, навязывание необоснованных платных услуг в виде ветеринарно-санитарной экспертизы нашей рыбной продукции и многочисленных проверок ветеринарной службой федерального уровня наших рыболовных судов, а также взаимоотношения с другими контролирующими органами в российских портах. Это не позволяет оперативно обработать рыболовное судно в порту, что приводит к затратам времени в 2-3 раза больше, чем за границей», – заявил, выступая на съезде, капитан Мурманского тралового флота Андрей Гуляев.
«Можно привести примеры, когда таможенные органы при доставке запчастей на суда перевешивали детали и, найдя разницу между указанным в декларации и фактическим весом в несколько килограммов, составляли протокол об административном правонарушении. Суды заняты рассмотрением подобных дел, тратятся тысячи рублей на судебные издержки и создается видимость работы, а рыбак всеми силами пытается не заходить в родной порт, чтобы не получить очередную «пилюлю», – констатировал представитель Северного рыбохозяйственного бассейна.
Наглядным примером отношения контролеров к рыбакам стала ситуация с перегрузами рыбопродукции, добытой в исключительной экономзоне РФ по прибрежной квоте. Несмотря на отсутствие в законе прямого запрета на перегруз рыбы на транспортные суда в режиме прибрежного рыболовства, погрануправления в ряде регионов инициировали судебные разбирательства, обернувшиеся многомиллионными штрафами для компаний и капитанов.
«Зачем ловить браконьеров в море, когда такими штрафами можно убедить руководство в эффективности своей работы? А то, что за этим последует необоснованное банкротство предприятия, потеря работы и заработка этих людей не волнует, торжествует принцип «Бей своих, чтоб чужие боялись», – выразил общее мнение Андрей Гуляев.
Среди нерешенных проблем по-прежнему числится многократное пересечение границы по уведомительному характеру – соответствующее постановление Правительства РФ так и не заработало в полную силу. Мешают нормальной работе практически ежегодные изменения перечня технических средств мониторинга за местоположением судна. Дополнительные бюрократические препоны сулит рыбной отрасли и готовящийся «Национальный план действий по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла», а также перечень мер по его реализации, по крайней мере, в их нынешней редакции.
Часть этих вопросов можно было бы решить на региональном уровне, но только при наличии доброй воли всех заинтересованных сторон, а вот ее-то как раз зачастую не наблюдается. «Стало очень трудно работать с контролирующими органами на местах. Все наши попытки контакта с ними заканчиваются формальными встречами, где нам разъясняют, что мы, дескать, понимаем, что это плохо для рыбаков, но ничего поделать не можем. Полностью исчезло понятие «шага навстречу» по созданию условий для работы предприятий. Причем мы не требуем поблажек в вопросах технического состояния флота, соблюдения Правил рыболовства, не поддерживаем браконьеров, но законопослушные рыбаки не должны встречать надуманных бюрократических преград», – резюмировал капитан Мурманского тралового флота.
РИА Fishnews.ru