Бизнес запутался в сетях прибрежного рыболовства
Никто из идеологов и лоббистов «прибрежного рыболовства» не задумывался об экономике, об условиях для работы бизнеса. Так появился в России правовой режим, который наносит финансовый ущерб предприятиям и разрушает экономику отрасли, делает вывод президент АДМ Герман Зверев.
Теперь уже известно: почему в 2008 г. в закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» попало настолько искаженное понятие – «прибрежное рыболовство». В своей статье, опубликованной в новом номере журнала «Fishnews – Новости рыболовства», президент Ассоциации добытчиков минтая указывает, что каждый из представителей заинтересованных сторон, бизнеса или государственных структур, старался привнести в это понятие свою идею.
«Все продвигали собственные (клановые, местнические, ведомственные) интересы, но размахивали одним и тем же флагом – придуманным «прибрежным рыболовством». Все они старались приладить закон под вымышленный, придуманный, несбыточный идеал. Никто из идеологов и лоббистов «прибрежного рыболовства» вообще не задумывался об экономике, о тех незримых пружинах, которые заставляют работать бизнес», – отмечает Герман Зверев. Так, по его словам, и появился в России правовой режим прибрежного рыболовства, который наносит финансовый ущерб рыбацким предприятиям и разрушает экономику отрасли.
Между тем в мире «прибрежка» регулируется исключительно с помощью технических ограничений промысла: ограничения типов судов по их длине, мощности главного двигателя, мощности перерабатывающих производств, типу промыслового оборудования. В России законодательно ввели еще два вида ограничений, не имеющих аналогов ни в одной другой стране: технологические ограничения (способы обработки водных биологических ресурсов) и ограничения свободы перемещения рыболовного судна между ИЭЗ и территориальным морем (включая запрет перегрузов продукции в море).
Более того, в некоторых странах, например, в Японии, государство и вовсе готово идти на корректировку закона во благо рыбопромышленников.
Кроме того, в большинстве рыболовных стран мира прибрежное рыболовство – это промысел в узкой полоске акватории, выполняемый большим количеством мелких (даже маломерных) судов. «Вы удивитесь, но до сих пор 40% мирового рыболовного флота составляют парусные и весельные суда, а 86% моторных судов имеют длину менее 12 метров. Всего 2% моторных рыболовных судов – это привычные для нас суда промышленного промысла длиной свыше 24 метров», – сообщил президент АДМ.
Суда прибрежного флота доставляют сотни тысяч тонн водных биоресурсов на берег. Большая часть этой рыбы в живом или охлажденном виде немедленно распродается на тысячах утренних привозах. И на всем пути – никаких холодильников, никаких ветеринарных сертификатов, никаких контролеров.
«В Европе прибрежное рыболовство – это особый хозяйственный уклад, проросший из вековых традиций, сцементированный отлаженной и доступной инфраструктурой доставки и складирования уловов, склеенный удобными и дешевыми кредитами. В Азии – другие преимущества: гигантский, поистине ненасытный рынок, полное отсутствие барьеров в торговле и минимальные издержки в хранении и складировании. Что из перечисленного имеется в наличии в России? Что делает власть – центральная, региональная и местная – чтобы повторить эти преимущества в отечественном рыболовстве?» – задается вопросом автор статьи.
Полный текст читайте рубрике «Личное мнение» на сайте РИА Fishnews.ru.