Тотальное непонимание тормозит строительство рыбного флота
В реализации проекта по разработке лизинговой схемы для строительства рыболовного флота должна быть заинтересованность первых лиц государства, считают представители рыбного бизнеса.
Еще в феврале, в канун III Съезда работников рыбного хозяйства, Росрыболовство провело совещание по вопросам судостроения. К сожалению, большинство участников встречи (из числа представителей кредитных организаций, лизинговых компаний) не имели даже представления о том, что из себя представляет рыбопромысловый флот и как эксплуатируется судно. Позицию рыбаков в вопросе обновления флота на совещании представил председатель Совета директоров ОАО «Преображенская база тралового флота» Сергей Саксин. По его словам, проблему старения флота обсуждают уже в течение пяти лет, и однозначного решения до сих пор не найдено, поэтому немудрено, что представители кредитно-лизинговых структур стараются не погружаться в эту сферу, «чреватую возможными просчетами и другими неприятностями».
«Вероятность создания рабочей группы по разработке лизинговой схемы для рыбаков есть. Но, боюсь, что при таком тотальном непонимании это не ускорит процесс. Я понял, что в первую очередь необходима политическая воля. Должна быть заинтересованность первых лиц государства в реализации этого проекта. И тогда чиновник среднего уровня, ответственный за прохождение бумаг и средств не будет вставлять палки в колеса, потому что кто-то из участников программы ему не понравился, не привез подарков или не поздравил его вовремя с днем рождения. А он будет понимать, что дело находится на контроле у первого лица. И за то что он три лишних дня продержал какой-то документ, он будет наказан», – поделился мнением с РИА Fishnews.ru руководитель дальневосточного предприятия.
С учетом этого, по мнению Сергея Саксина, целесообразнее выделить некий орган с персональной ответственностью каждого его участника в отдельную структуру с прямым подчинением, к примеру, Первому заместителю председателя Правительства РФ Виктору Зубкову. «Он давно курирует рыбную отрасль, хорошо знает ее проблемы. Эта структура будет заниматься разработкой лизинговой схемы, проведением общественной экспертизы проектов, тендеров и прочими задачами вплоть до контроля строительства», – полагает рыбопромышленник.
Не менее важно, чтобы в будущем в случае строительства судов на российских верфях риски не перекладывались на плечи рыбака – заказчика судна. «Росрыболовство заинтересовано по универсальному проекту отстроить серию судов и по лизинговым схемам передать их судовладельцам. Но кто будет оплачивать нарушение договора, если первоначальная цена была, к примеру, 50 миллионов, а в процессе строительства она возросла до 60? Или производительность цеха закладывалась одна, а по факту вышла другая? Получить деньги в компенсацию этих издержек с исполнителя рыбаку будет затруднительно или невозможно», – отметил Сергей Саксин.
Поэтому, по его мнению, именно государство должно гарантировать соблюдение условия договора, а в случае некачественного выполнения заказа компенсировать рыбаку убытки: «Ведь если предприятие заплатило первоначальный взнос за два, к примеру, судна, а на выходе получило с задержкой сроков неэффективный пароход, построенный с нарушениями первоначального проекта, то такую рыболовную компанию будет ждать банкротство! Если государство может в этом случае выступить гарантом, тогда перспектива развития есть», – считает собеседник информагентства.
РИА Fishnews.ru