Бизнес оценил проект приказа по сертификации краба
Ассоциация добытчиков краба Дальнего Востока направила в Росрыболовство предложения по изменению проекта приказа об утверждении порядка оформления сертификата, подтверждающего законность происхождения крабов и продукции из них для поставок в Южную Корею.
Напомним, что в рамках российско-корейского сотрудничества по предупреждению ННН-промысла Республика Корея вводит сертификат, подтверждающий законность происхождения ввозимых на ее территорию живых, охлажденных, замороженных крабов и иной продукции из них.
12 апреля на официальном сайте Росрыболовства был опубликован проект приказа об утверждении порядков оформления и утверждения сертификата происхождения. Реакция в рыбацком сообществе оказалась неоднозначной.
Ассоциация добытчиков краба Дальнего Востока обратила внимание руководства отрасли на то, что при разработке приказа необходимо исходить из презумпции добросовестности заявителя и сделать так, чтобы влияние приказа на сложившуюся производственную деятельность было минимальным.
Отраслевое объединение выделило сразу несколько проблемных моментов. Прежде всего, предложено расширить перечень территориальных управлений Росрыболовства, уполномоченных утверждать сертификат происхождения. В ассоциации считают, что осуществлять эту функцию может не только Приморское (как это предусмотрено проектом приказа), но и другие дальневосточные теруправления Федерального агентства по рыболовству, а всю необходимую для утверждения информацию можно получать в рамках внутриведомственного взаимодействия. Благодаря этому, как сообщил РИА Fishnews.ru президент Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока Александр Дупляков, можно будет сократить срок утверждения сертификата происхождения, что весьма важно для бизнеса.
Проект оговаривает, что срок рассмотрения заявления на утверждение сертификата составляет до 15 календарных дней со дня получения. Добытчики краба с такой установкой не согласны. «Обращаясь в территориальное управление, заявитель предоставляет информацию и документы, которыми территориальное управление в силу своих полномочий уже обладает. Большая часть такой информации и документов оперативно доступны сотрудникам территориальных управлений, и на их проверку не должно затрачиваться такое количество времени. С момента перегруза продукции до момента прихода судна в порт выгрузки в Республике Корея (с учетом времени таможенного оформления) обычно проходит от 5 до 15 календарных дней в зависимости от района промысла краба. Таким образом, различие сроков доставки продукции и утверждения сертификата происхождения может создать трудности, связанные с оформлением продукции в портах Республики Корея», – говорится в обращении, которое ассоциация направила руководству Росрыболовства.
В объединении считают, что сертификат происхождения должен утверждаться одновременно с выпуском товара таможенными органами и следовать на судне вместе с другими отгрузочными документами. Для этого срок рассмотрения заявления и утверждения сертификата происхождения должен составлять не более 3 рабочих дней.
В п. 11 Приложения 2 к проекту приказа установлены основания для отказа в утверждении сертификата происхождения. Одним из них является «информация о нарушении законодательства Российской Федерации при добыче (вылове) крабов и изготовлении продукции из них, в отношении которых заполнен сертификат происхождения, их приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранении и выгрузке, представленная Пограничным управлением ФСБ». По мнению ассоциации, данный пункт противоречит действующему законодательству. «Этот пункт не содержит четких указаний – какая именно информация, предоставленная Пограничным управлением ФСБ России, будет являться основанием для отказа.
Такая формулировка нормы приказа в соответствии с постановлением Правительства РФ № 96 от 26 февраля 2010 года «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» носит коррупционный характер, так как является категорией оценочного характера. Помимо этого, такое основание отказа фактически предусматривает возможность ограничения оборота товара, что возможно только на основании федерального закона», – привели аргументы авторы обращения.
В связи с этим ассоциация предлагает исключить п. 11 Приложения 2 к проекту приказа.
Также добытчики краба попросили Росрыболовство дать разъяснения по оформлению сертификата. Так, заявитель должен указывать информацию об экспортере, а также об импортере в Республике Корея. В ассоциации напомнили о том, что южнокорейские порты являются крупнейшим транзитным пунктом при транспортировке продукции морского промысла, в том числе и российской крабовой продукции. В дальнейшем товар может быть направлен совсем в другую страну. Кроме того, может сложиться ситуация когда экспортером в Республику Корея выступает компания-посредник, не являющаяся резидентом Российской Федерации, при этом в момент таможенного оформления продукции в России конечный импортер неизвестен.
В связи с этим рыбаков интересуют три вопроса. Первое – нужно ли оформлять сертификат происхождения, если крабовая продукция будет выгружена в порту Республики Корея с целью дальнейшей отправки в третью страну? Второе – возможно указать экспортером российского резидента, а импортером посредника, который в дальнейшем реализует продукцию в Республику Корея третьей стороне (фактическому импортеру)? И будет ли в этом случае сертификат происхождения принят уполномоченными органами Республики Корея как надлежащий? Третье – может ли подать заявление на утверждение сертификата покупатель, не являющийся резидентом РФ?
Отметим, что обращение Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока поддержала Ассоциация рыбопромышленников Сахалина. Как сообщил информагентству президент АРС Александр Попов, объединение островных рыбаков полностью согласно со всеми предложениями, сформулированными в письме коллег, и намерено отправить аналогичное обращение руководству отрасли уже от имени своей организации.
Текст обращения Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока размещен в рубрике «Официально» на сайте РИА Fishnews.ru.