Проблемы «прибрежки» тормозят развитие рыбной отрасли
Основным фактором, препятствующим развитию рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области, является несовершенство законодательства, считает глава региона Александр Хорошавин.
В качестве примера в интервью журналу «Fishnews – Новости рыболовства» губернатор привел ситуацию с прибрежным рыболовством. По словам Александра Хорошавина, отсутствие норм, регулирующих отношения при осуществлении «прибрежки», существенно мешает более полному освоению квот водных биоресурсов, установленных предприятиям для этого вида рыболовства. Пробелы нормативно-правовой базы, отметил губернатор, не позволяют сохранить для последующей переработки на береговых предприятиях уловы, добытые в удаленных от мест доставки районах терморя, которые примыкают к территории Сахалинской области.
Будущее прибрежного промысла остается одним из главных проблемных вопросов рыбной отрасли. В разных уголках страны предприятия «прибрежки» столкнулись с серьезнейшими трудностями из-за несовершенства нормативно-правовой базы. В одних регионах у контролирующих органов возникли претензии к рыбакам в связи с осуществлением перегруза и производства продукции на судах в ходе прибрежного рыболовства, в других – в связи с тем, что добыча велась вне рыбопромысловых участков. Эксперты неоднократно заявляли: нынешнее понятие «прибрежки» не учитывает структуру отечественного рыбопромыслового флота, географические условия районов лова и многие другие моменты.
Как отмечают рыбаки, несовершенство законодательства признают и сами представители пограничной службы, однако закон есть закон – его нужно выполнять. В ФЗ «О рыболовстве…» есть разночтение: что считать обработкой, а что – переработкой водных биоресурсов, напомнил генеральный директор ООО ПКФ «Южно-Курильский рыбокомбинат» Константин Коробков. Второй проблемный момент – невозможность осуществления перегрузки уловов, добытых в режиме прибрежного рыболовства, из-за того что это операция не значится в определении «прибрежки». В законе сказано, что уловы прибрежного промысла должны доставляться в определенные органами власти прибрежных субъектов РФ места доставки на территориях этих субъектов. «Но функция перегрузки нигде не прописана, - отметил руководитель рыбацкого предприятия. – В таком случае даже если транспортное судно с перегруженной рыбой идет в пункт доставки в прибрежном регионе, это может расцениваться как нарушение. Кто-то из рыбопромышленников задал пограничникам вопрос: а почему вы выделяете именно этот абзац и на нем строите всю позицию? Ведь есть объяснение, что такое рыболовство. Это комплекс мер по вылову, обработке, доставке рыбопромысловыми судами. А что считается рыбопромысловыми судами? В том числе и транспортные рефрижераторы». Собеседник информагентства добавил, что все ждут поправок, «которые у нас все не случаются».
Для решения проблем «прибрежки» было разработано и направлено в Государственную Думу несколько законопроектов. Все они получили отрицательное заключение Правительства и Администрации Президента. Тем менее, как сообщил ранее член профильного комитета Госдумы Георгий Карлов, депутаты не торопятся ставить на поступивших проектах крест. Парламентарий отметил, что может быть принят промежуточный вариант, например, временный порядок, регламентирующий деятельность прибрежного рыболовства.
РИА Fishnews.ru