Светлана Лисиенко: Грамотность инспекторов рыбоохраны нужно повышать
Госструктурам, осуществляющим контроль за промыслом, зачастую не хватает базовых знаний в области промрыболовства для реализации своих полномочий, отмечает проректор по учебной работе Дальрыбвтуза Светлана Лисиенко.
Проректор по учебной работе Дальрыбвтуза, заведующая кафедрой «Промышленное рыболовство», кандидат экономических наук и эксперт «Открытой отрасли» Светлана Лисиенко считает, что государство должно определять рыбакам плановые нормы освоения. Промысловиков можно заинтересовать повышать эффективность своей работы: поощрять налоговыми преференциями, предлагать выгодные программы кредитования, лизинга, снижать плату за ресурс.
Эксперт отметила, что для введения новых правил потребуется переходный период – «подтянуть» техническую базу и теорию, вооружиться научной основой. «Промрыбак должен знать и уметь применять на практике технологии рыболовства: это и методы предотвращения выхода объекта промысла из зоны облова, и принципы ведения рационального рыболовства с выходом на его устойчивость, и принципы эффективной организации промысла и производственного процесса на судне», - констатировала проректор по учебной работе в интервью Fishnews. Она добавила, что на основании данных об имеющихся у отдельно взятой компании квотах и составе судов можно составлять план рациональной работы, т.е. получения максимальной прибыли на несколько лет вперед с учетом промысловых потерь.
По мнению кандидата экономических наук, гораздо сложнее бороться с безграмотностью госструктур, осуществляющих контроль за промыслом. «Кто и когда, например, придумал, что инспектор рыбоохраны должен досконально разбираться лишь в биологии гидробионтов? Сегодня практически все нарушения связаны с организацией производственного процесса на добывающем судне: специалисты нашей кафедры постоянно привлекаются к проведению соответствующих экспертиз. И практика показывает, что представители контролирующих органов порой не знают даже расшифровки аббревиатур промысловых судов (РТМС, БМРТ, СТР, БАТМ), не представляют себе конструкционных различий между тралом и снюрреводом», - подчеркнула Светлана Лисиенко. Если наказывать рыбака за нарушения правил рыболовства, то это нужно делать грамотно, профессионально, доказательно, а не заниматься «придирками». Но инспектор, обладающий только биологическими знаниями, этого сделать не сможет, подчеркнула собеседница Fishnews.
Заведующая кафедрой «Промышленное рыболовство» считает, что уровень знаний инспекторов нужно повышать двумя путями: привлекать на должности профессиональных специалистов, имеющих базовое образование по промышленному рыболовству, либо повышать квалификацию кадров и проводить профессиональную переподготовку. «Кстати, в Дальрыбвтузе осуществляется подготовка таких специалистов, и мы уверены, что одно лишь знание рыбохозяйственного законодательства не приведет к успеху. Нужны понимание и навыки практического применения», - заметила эксперт.
Она рассказала, что вопросы вызывает и квалификация специалистов в некоторых теруправлениях Росрыболовства, которые выдают разрешения на вылов ВБР, уже содержащие основания для совершения браконьерства. «Речь идет о разрешениях на использование определенных орудий лова и объектов промысла, которые фактически не могут быть изъяты без нарушения правил рыболовства. Например, разрешение на добычу минтая и сельди тихоокеанской – трал донный и трал разноглубинный. Знающие люди понимают, что после окончания промысла минтая (15 апреля) суда могут перейти на добычу сельди. И в том, и в другом случае используется трал разноглубинный. К чему тогда в разрешении указывать трал донный? Ответ – чтобы ловить минтай в период интенсивного нереста. Сельдь никогда не добывалась тралом донным по принципам формирования промысловых скоплений. Откуда берутся такие разрешения? Вопрос, конечно, интересный…», - отметила Светлана Лисиенко.
Fishnews