Представители Камчатки рассказали сенаторам о барьерах в отрасли
Проблемы и перспективы развития рыбохозяйственного комплекса Камчатского края обсуждались на заседании Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.
В рамках Дней Камчатского края в верхней палате парламента 14 октября состоялось расширенное заседание Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию. Участие во встрече приняли представители региональных органов государственной власти.
Выступая с докладом, заместитель председателя правительства – министр рыбного хозяйства Камчатского края Владимир Галицын подчеркнул, что рыбная отрасль – градо- и поселкообразующая, от нее зависит экономика региона. На долю Камчатки приходится более 20% общероссийского вылова водных биоресурсов, рыбохозяйственный комплекс обеспечивает свыше 50% объема промышленного производства в крае, дает занятость 16 тыс. человек.
Последние годы рыбная индустрия Камчатки и всего Дальнего Востока активно развивается благодаря принятым на федеральном уровне концептуальным решениям, которые, по словам главы минрыбхоза, «позволили изменить отношение к рыбаку, к происходящему в отрасли, не бояться вкладывать инвестиции». Яркий тому пример – строительство 16 современных рыбоперерабатывающих заводов, общий объем инвестиций в береговую инфраструктуру составил около 13 млрд. рублей.
Как сообщает корреспондент Fishnews, краевые власти связывают развитие региона с развитием порт-хаба в Петропавловске-Камчатском, который в силу географического расположения может стать опорной точкой Северного морского пути. «Мы предполагаем создание в центре Петропавловска большой территории опережающего развития, в которую планируем включить все имеющиеся причалы», – отметил Владимир Галицын, предложив передать причальные сооружения в собственность субъекта РФ и в рамках госпрограммы увеличить финансирование для их обустройства.
Среди проблем, которые тормозят развитие рыбной отрасли, министр особо выделил отсутствие четкого нормативно-правового регулирования в сфере вопросов госграницы. «Для Камчатского края это вопрос архиважный, поскольку связан с перспективами существования рыбохозяйственного комплекса как вида деятельности. На сегодняшний день сложилась ситуация, когда применение отдельных норм федерального законодательства не позволяет эффективно трудиться нашим рыбакам», – добавил руководитель краевого минрыбхоза.
Он подробно остановился на вопросах применения постановления Правительства № 560, регламентирующего выдачу разрешений на неоднократное пересечение границы. «С 1 января 2014 года запрещен транзитный проход судам рыбопромыслового флота РФ с закрытой государственной границей через Первый Курильский пролив. Если раньше суда, следуя из Охотского моря в Западно-Беринговоморскую минтаевую экспедицию и обратно, проходили беспрепятственно, то сейчас в связи с требованием пограничников такое движение запрещено. И наши суда вынуждены тратить сутки перехода только в одну сторону на эти 200 морских миль.
В среднем на одно крупнотоннажное судно затраты на переход составляют 3 млн. рублей, не считая потерь промыслового времени и иных непроизводственных затрат. Предприятия, имеющие несколько крупнотоннажных судов, тратят десятки миллионов рублей в год на то, чтобы преодолеть этот административный барьер. Эти затраты непосредственным образом отражаются на себестоимость произведенной рыбопродукции и, соответственно, ложатся на плечи наших покупателей», – привел примеры потерь для экономики от действий руководства погрануправления Владимир Галицын.
Проблемы с получением разрешения на неоднократное пересечение границы приводят к многочисленным штрафам для транспортных судов, перевозящих рыбопродукцию, если они двигаются через курильские проливы, не позволяют капитанам соблюдать законодательство по охране окружающей среды, запрещающее сливать сточные воды в территориальном море РФ, а порой фактически парализуют работу флота крупнейших рыбодобывающих предприятий Камчатки.
Глава краевого минрыбхоза напомнил, что в апреле на совещании, которое провел в Магадане председатель Правительства Дмитрий Медведев, было принято решение о внесении изменений в закон о госгранице в части установления уведомительного порядка – по аналогии с другими судами, осуществляющими торговое мореплавание. Однако до настоящего времени эти поправки не приняты.
Председатель комитета СФ Геннадий Горбунов уточнил: чем мотивируют пограничники свои решения, неужели безопасностью государства? Получив утвердительный ответ, сенатор констатировал: «Похоже, у нас сейчас безопасность государства стала более жесткой, чем в Советском Союзе», – и призвал коллег активно включаться в работу и вместе добиваться принятия поправок.
В ходе доклада Владимир Галицын проинформировал членов Совета Федерации о перспективах развития в регионе лососеводства как наиболее перспективного направления аквакультуры и планах по строительству новых лососевых рыбоводных заводов. Отдельно министр упомянул проблему с дрифтерным промыслом, который осуществляют японские рыболовецкие суда в исключительной экономической зоне России. Участники заседания обсудили также возможность увеличения поставок камчатской рыбы на внутренний рынок в рамках решения задачи по импортозамещению и связанные с этим логистические проблемы.
В решении комитета отмечается, что дальнейшее развитие рыбохозяйственного комплекса Камчатского края сдерживается рядом проблем, урегулировать которые невозможно без участия Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти. Необходимость оперативной переориентации экономики России на внутренние ресурсы выводит на первый план создание в регионе соответствующей транспортной инфраструктуры. Особые надежды возлагаются на Северный морской путь, который в значительной степени позволит обеспечить интеграцию Камчатки в систему грузооборота рыбопродукции и доставки ее в европейскую часть России. Члены комитета поддержали прозвучавшие предложения и рекомендовали Правительству внести соответствующие изменения в законодательство.
Fishnews