Росрыболовство: Вопрос о будущем портов требует детального обсуждения
Федеральное агентство по рыболовству исполнит любое решение Правительства по поводу дальнейшей работы «Нацрыбресурса». Вместе с тем нужно учитывать, что предприятие играет основную роль в совершенствовании портовой инфраструктуры, считают в ведомстве.
Напомним, сначала на Камчатке, а затем и во Владивостоке заместитель председателя Правительства РФ – полномочный представитель президента в ДФО Юрий Трутнев поднял вопрос об эффективности работы ФГУП «Национальные рыбные ресурсы». На совещании в столице Приморья вице-премьер назвал предприятие «вредным», добавив, что оно в принципе не исполняет своих обязательств и все принадлежащие ему причалы (более 79%) развалены.
Еще раньше с жалобой на действия «Нацрыбресурса» в Генпрокуратуру обратился губернатор Камчатского края Владимир Илюхин, сообщив, что местные рыбодобывающие компании терпят убытки из-за установленных ФГУПом тарифов на разгрузочно-погрузочные работы в порту.
В марте Правительство РФ приняло решение о восстановлении объектов морского терминала для комплексного обслуживания промысловых судов в порту Петропавловск-Камчатский. Предельный объем ассигнований федерального бюджета определен более чем в 1,2 млрд. рублей. Согласно постановлению Правительства, государственным заказчиком является Росрыболовство, застройщиком – «Нацрыбресурс».
«Мы хотим, чтобы здесь был хороший рыбопромысловый порт, так как для Камчатки рыба является основой всей экономики. Если вопрос встанет, что надо отдавать кому-то причалы, то вопрос снимется», – цитируют СМИ заместителя руководителя Росрыболовства Василия Соколова, побывавшего на Камчатке в рамках проведения заседания штаба лососевой путины.
В федеральном агентстве уверены, что вопрос о будущем «Национальных рыбных ресурсов» необходимо детально обсуждать.
– ФАР, конечно, исполнит любое решение Правительства, вместе с тем считаем, что «Нацрыбресурс» играет основную роль в совершенствовании портовой инфраструктуры. Перед предприятием сейчас поставлена важнейшая в рамках импортозамещения задача по развитию инфраструктуры доставки отечественной рыбной продукции от рыбака до потребителя. И предприятие активно работает в этом направлении, – заявила Fishnews пресс-секретарь Росрыболовства Ксения Тимакова.
В «Нацрыбресурсе» также сообщают о готовности ответить на все вопросы государственных контролирующих органов и выполнить все их законные требования. Вместе с тем, комментируя вопрос о ликвидации предприятия и возможной передаче гидротехнических сооружений рыбных портов, принадлежащих ФГУПу на правах хозяйственного ведения, в собственность региональных властей, на предприятии отмечают, что «эта процедура законодательно не обоснована».
– Согласно Федеральному закону от 6 октября 1999 года № 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (определяет категории имущества, которые могут находиться в собственности субъектов РФ), в региональной собственности может находиться лишь имущество морских портов, необходимое для осуществления перевозок межмуниципального сообщения. При этом у органов государственной власти субъекта отсутствуют полномочия по содержанию, развитию и организации эксплуатации иного имущества морских портов, – обратил внимание пресс-секретарь «Нацрыбресурса» Александр Орловский.
Он также заметил, что до передачи ФГУПу (2008-2013 гг.) причалами распоряжались на региональном уровне, и в этот период практически все причалы были переданы в аренду различным частным структурам, а припортовые территории были перепрофилированы на обслуживание непрофильных грузов, например металлолома и угля.
В итоге инфраструктура для приема и переработки рыбопродукции пришла в упадок, а сами причальные стенки теперь требуют серьезного ремонта, сообщил Александр Орловский.
По его словам, существующая средняя ставка аренды такова, что капитальный ремонт можно будет профинансировать только через 100 лет, в то время как уже через 10-15 лет без капремонта причалов вообще не останется. Именно такое положение вещей подтолкнуло предприятие пересмотреть условия сдачи в эксплуатацию ГТС. «Стивидорам был предложен дифференцированный тариф за пользование государственными причальными стенками, предусматривающий приоритетные условия для перевалки рыбы. В цене его тарифа на долю платы за предоставление причала приходится не более 14%», - рассказал представитель предприятия. Например, если стивидор взимает с рыбака 1000 рублей за тонну груза, то из них на долю платы за предоставление причала на Камчатке придется 140 рублей на тонну, или 14 копеек на килограмм рыбы, в градообразующем порте Северо-Курильска – 40 рублей на тонну, или 4 копейки на килограмм. При этих условиях все расходы на обслуживание и ремонт причалов несет «Нацрыбресурс».
– Учитывая, что развитие инфраструктуры является межрегиональной задачей, ликвидация единственного профильного федерального предприятия будет иметь самые негативные последствия и приведет к нивелированию всех усилий государства по организации транспортно-логистического окна для поставок рыбопродуктов вглубь страны, – заключил представитель предприятия.
Fishnews