Почему в родной порт не идут рыбаки?
Такая ситуация характерна сегодня для всех российских портов. «Очень много надзирателей, – отметил Андрей Крайний. – В поручениях Президента записано, что нам нужно разработать регламент с пограничниками таможенниками, ветеринарами и всеми остальными, чтобы сократить число контролеров». Глава отрасли пообещал создать регламент по надзору до конца 2007 г.
Как сообщает корреспондент РИА Fishnews.ru, отвечая на популярный сегодня вопрос о нежелании рыбаков заходить в российский порт, глава Госкомрыболовства пояснил: «В областном бюджете не предусмотрено денег на содержание областных ветеринаров, к примеру. Что им делать? Права им дали, они идут и зарабатывают, как могут. В Мурманском порту 9 организаций, которые в той или иной степени занимаются ветеринарией. Все требуют деньги и формально, и неформально. С каждой организацией нужно договариваться. Таким образом, от суток до трех суток проходит оформление судов. В Киркенесе – судно оформляется за полтора-два часа. В поручениях Президента записано, что нам нужно разработать регламент с пограничниками таможенниками, ветеринарами и всеми остальными, чтобы сократить число контролеров. Я полагаю, это должны быть сотрудники Россельхознадзора, пограничники и таможенники – и этого достаточно».
Андрей Крайний пообещал создать регламент по надзору до конца 2007 г. В нем будет определены три часа, за которые, по мнению главы ведомства, все формальности должны быть улажены. После трех часов по приходу – должна начаться разгрузка судна.
В ходе пресс-конференции, прошедшей 2 октября в Мурманске, журналисты, наслышавшись от рыбаков, поинтересовались у руководителя отрасли, будет ли организована должным образом отгрузка рыбопродукции в центральные районы страны? Сегодня рыбакам разгружаться некуда, нет ни рефрижераторных вагонов, ни автомашин.
По информации Андрея Крайнего, это не проблема. Проблема в том, что руководители порта не заказывают вагоны у РАО «РЖД», опасаясь отсутствия поставок со стороны рыбаков. То есть, говоря проще, отсутствует тот знаменитый «рыбацкий конвейер», которым славился Мурманск в былое время. Уповать здесь только на волю рынка – дело рискованное. Либо ассоциации рыбаков должны заниматься организацией рыбной торговли и сбытовыми вопросами, создавая кооперативы, либо региональные власти. Рынок – это убогий слепой, которому нужен поводырь.
Что касается аукционной системы наделения рыбаков биоресурсами, то к этому варианту Андрей Крайний относится «категорически отрицательно», сообщил побывавший на пресс-конференции корреспондент РИА Fishnews.ru. По его мнению, которое он уже не раз высказывал, это ведет к полному вымыванию оборотных средств у рыбаков, попаданию в зависимость от иностранного капитала.
«Другое дело, что у нас наделение долями заканчивается в конце 2008 г., и мы должны будем освободиться от компаний-рантье, у которых есть квоты, а сами не ловят. Это касается и компаний-браконьеров. Мы должны изъять у них биоресурсы и распределить на аукционах те доли, которые не осваиваются. Но закрытые аукционы, в которых будут участвовать компании соответствующего субъекта Федерации, такой аукцион – да! Если мы дадим чиновникам право изымать и распределять, то не получим положительного результата».
Однако категоричности у Андрея Крайнего не хватило, чтобы предположить, что бизнес-сообщества сами могут определить, кому и как перераспределить излишнюю квоту. Вот это было бы кардинальным решением вопроса и действительной помощью рыбакам. Под нажимом определенных лоббистов квотные аукционы все же остаются. То есть рыбаки должны заплатить в бюджет платежи за ресурсы, а к тому же – аукционные платежи. Получается двойной удар по рыбакам. Почему бы не доверить распределение ресурсов самим рыбакам, а властям – только затвердить их решение? Однако промышленная демократия в России для чиновников представляется зародышем в утробе матери-Родины.
Как микширующую меру Андрей Крайний назвал сокращение платежей за ВБР.
«Мы внесем поправки в 25-ю главу Налогового кодекса. Ставки за пользование водными биоресурсами будут платиться по-разному. Если рыбопродукция будет вывозиться за рубеж – ставка 100%, если на территорию России – 5% ставки. Это будет стимулом для рыбаков везти рыбу в Россию».