Правительство рассмотрит концепцию развития отечественного судостроения
Вчера в ходе рабочей встречи Президент России Владимир Путин обсудил с Председателем Правительства Виктором Зубковым вопросы развития транспортной инфраструктуры страны. Глава правительства, в частности, проинформировал президента о том, что на предстоящем заседании кабинета министров планируется принять концепцию развития российского судостроения до 2016 г.
В четверг 8 ноября Правительство планирует принять концепцию развития гражданского судостроения и обсудить целый ряд вопросов. По словам Виктора Зубкова, суть концепции заключается в структурных преобразованиях и определении «рыночной» потребности в морской технике, которая должна будет производиться в ближайшие годы, сообщили РИА Fishnews.ru в пресс-службе Президента России.
На заседании будет рассмотрено текущее состояние отечественной судостроительной отрасли, в которой в настоящее время занято около 200 тыс. работников. Главная цель разработанного комплекса мероприятий состоит в решении проблем конкурентоспособности отечественного гражданского судостроения. Проблем, как в плоскости развития научных и технологических решений, так и в области развития и модернизации производственных мощностей судостроительных заводов, выпускающих конечную продукцию – суда и морскую технику для внутреннего рынка России и на экспорт.
Проект стратегии Правительства предусматривает ориентацию производства гражданской продукции на заполнение тех сегментов рынка, в которых она может быть конкурентоспособной и востребованной, в частности это наукоемкие суда различного назначения. Основными видами конечной продукции создаваемых центров отечественного судостроения будут: государственный оборонный заказ, ледоколы, научно-исследовательские суда, специальные гражданские суда для МЧС и других ведомств, коммерческая гражданская продукция – морские и речные суда для российских компаний (транспортных, рыбопромысловых, топливно-энергетических, портовых).
В соответствии со Стратегией развития судостроительной промышленности на период до 2020 г. предусматривается ряд структурных преобразований в отрасли, касающихся научно-технической сферы, судостроения, судового машиностроения и электротехники, приборостроения и судоремонта. В стратегии сделан однозначный вывод: для отрасли жизненно важно развитие гражданского судостроения в интересах отечественного заказчика – строительство судов и морской техники для добычи и транспортировки углеводородов на шельфе, строительство речных и рыбопромысловых судов.
Указом Президента создаются ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», объединяющая 41 предприятие и организацию, и ряд субхолдингов на ее основе. Головная компания ОСК будет осуществлять стратегическую координацию по разработке и реализации мероприятий обеспечения лизинга морских и речных судов. Основная цель региональных холдингов – модернизация производственных мощностей предприятий; создание современных судостроительных комплексов, в том числе с сухими доками, позволяющими строить суда водоизмещением более 70 тыс. тонн; оптимизация имущественного комплекса; реализация конкретных проектов судостроительной техники с учетом региональных особенностей.
Существенной проблемой, препятствующей сегодня подъему отечественного гражданского судостроения и повышению конкурентоспособности производимой им продукции, является критическое научно-техническое отставание от промышленно развитых стран мира вследствие ослабления его научно-технического, технологического и производственного потенциала. Следствием этого является невозможность выполнения даже крайне необходимого сейчас комплекса работ в традиционной постановке по формированию отечественных проектов нового поколения судов различного назначения, в том числе для добычи и переработки биоресурсов и научно-исследовательской деятельности в Мировом океане.
Комплексное решение проблем отечественного гражданского судостроения в целях создания конкурентоспособной морской техники новых поколений планируется осуществить в рамках федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники на 2009–2016 годы», разработка которой ведется в соответствии с поручением Президента РФ. Планируется, что выполнение Программы в полном объеме позволит создать научно-технические предпосылки для производства конкурентоспособных высокоэкономичных судов и плавсредств гражданского назначения для морского, речного, рыболовного флотов и отраслей, осуществляющих добычу минеральных и энергетических ресурсов мирового океана и шельфа.
Снижение номенклатуры и объемов поставок из ближнего и дальнего зарубежья судового комплектующего оборудования должно произойти за счет создания новых отечественных технологий в сфере судового машиностроения и приборостроения, совершенствования и развития кооперации в судостроении с учетом решения вопросов импортозамещения. Повышение конкурентоспособности гражданской продукции позволит расширить экспортные возможности российского судостроения. Кроме того, высокий социальный эффект обеспечит сохранение и увеличение высококвалифицированных рабочих мест в судостроительной и смежных отраслях промышленности.