Когда в порту согласья нет
В Мурманском морском рыбном порту состоялось рабочее совещание по вопросу создания особой экономической зоны портового типа и включения в ее состав ОАО «ММРП». Как оказалось, на данном этапе осуществить это весьма проблематично. И основная проблема заключается в бездействии многочисленных собственников-владельцев предприятий, расположенных на территории порта, которых на сегодняшний день насчитывается 70.
Как уже сообщалось, Минэкономразвития начал прием заявок на конкурс по созданию портовых особых экономических зон (ПОЭЗ). Мурманская область уже вступила в серьезную конкурентную борьбу за право быть ведущим транспортным узлом страны. В конце января прошло очередное совещание у губернатора Мурманской области Юрия Евдокимова по поводу создания Управляющей компании «Мурманский транспортный узел», на котором, в том числе, обсуждали и ход подготовки заявки на создание особой экономической зоны в порту Мурманск. В итоге было принято решение еще раз проработать вопрос о включении в ПОЭЗ Мурманского морского рыбного порта.
Однако, как оказалось, на данном этапе в схему ПОЭЗ Мурманский рыбный порт включить проблематично. А ведь рыбопереработка способна стать важным компонентом особой зоны. Суда могли бы с промысла заходить в ПОЭЗ, не пересекая при этом таможенной границы Российской Федерации (по правилам таможенная граница будет проходить по внешнему периметру особой экономической зоны), выгружать улов и снова уходить в море. Привезенную рыбу затем можно частично отправлять на внутренний рынок, а частично перерабатывать на территории ПОЭЗ и везти на продажу за границу. При этом ввоз на территорию ПОЭЗ и вывоз переработанной продукции за границу никакими таможенными пошлинами не облагается.
Кроме того, на части этой обширной территории (для сравнения: рыбный порт занимает площадь 160 га, а торговый – 104 га) в соответствии с генеральной схемой развития Мурманского транспортного узла предполагалось создать комплекс по перевалке грузов снабжения буровых работ на Штокмановском и Приразломном месторождениях.
Но что же препятствует вхождению Мурманского рыбного порта в число резидентов ПОЭЗ? Ответ на этот вопрос был получен 6 февраля в самом рыбном порту, где состоялось рабочее совещание по вопросу создания ПОЭЗ и включения в ее состав ОАО «ММРП». Помимо администрации региона и руководства порта, на нем присутствовали и принимали активное участие в обсуждении проблем представители многочисленных предприятий, действующих на территории порта.
Как сообщили РИА Fishnews.ru в департаменте экономического развития Мурманской области, открывая совещание, генеральный директор ОАО «ММРП» Владимир Соколов напомнил, что обязательным условием для заявки является письменное согласие владельцев инфраструктуры на территории будущей экономической зоны. А в порту сейчас существует 70 (!) собственников-владельцев предприятий. Еще в прошлом году порт отправил письма с соответствующим предложением в адрес этих фирм и попросил дать ответ к 28 ноября. Но до сих пор согласие на вхождение в проектируемую зону получено лишь от 22 предприятий. Еще один отказ был получен от ОАО «Мурманский тарный комбинат», который мотивирует своей отрицательный ответ тем, что его производство не подходит под определение портовой деятельности, прописанной в законе «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Остальные 47 предприятий до сих пор не ответили на обращение рыбного порта.
Что же будет, если и другие предприятия, как тарный комбинат, ответят отказом, или вовсе промолчат? «Конечно, хотелось бы подключить к проекту как можно больше участников-инвесторов, но охватывать всех вовсе не обязательно, – резюмировал руководитель департамента экономического развития Мурманской области Валерий Таличкин. – Просто в этом случае задача усложнится в том смысле, что придется перекраивать границы будущей ПОЭЗ. А «отказникам» придется пересекать государственную границу дважды в день, по дороге на работу и с работы. Соответственно, проходить паспортный и таможенный контроль…»
Еще одна проблема, которая пока стоит на пути создания особой экономической зоны с участием рыбного порта, как выяснилось на совещании, может быть решена, причем в ближайшее время. Дело в том, что в данный момент причалы рыбного порта… никому не принадлежат. Но, как сообщил присутствовавший на встрече руководитель Территориального управления Росимущества по Мурманской области Борис Миков, работа над проектом договора доверительного управления причалами может быть закончена в течение трех-четырех дней. После заключения такого договора Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом предоставит письменное согласие на включение причалов и территории Мурманского морского порта в ПОЭЗ. Этот процесс планируется завершить до конца февраля.