Объекты надо знать «в лицо»
Правила рыболовства и меры регулирования промысла стали основной темой семинара, прошедшего сегодня в здании ФГУП «ТИНРО-Центр». В докладах, заслушанных руководителями среднего звена правоохранительных и контролирующих органов Приморского края, значительное внимание уделялось трактовке некоторых аспектов Правил рыболовства, положения которых порой заводят в тупик силовиков.
Постоянно обращались выступавшие и к теме браконьерства, масштабы которого на Дальневосточном бассейне не могут не вызывать обеспокоенности. При этом, как сообщает корреспондент РИА Fishnews.ru, подчеркивался положительный опыт взаимодействия ТИНРО-Центра с надзорными ведомствами. Так, в 2003 г. для них были выпущены методические рекомендации по определению видового состава уловов. Не раз научным работникам приходилось фигурировать и в роли экспертов по уголовным делам, связанным с незаконной добычей водных биоресурсов.
Открывая семинар, представлявшая Приморское территориальное управление Госкомрыболовства Татьяна Жукова ознакомила его участников с изменениями в действующем законодательстве, касающимися создания Госкомитета РФ по рыболовству и передаче ему функций Россельхознадзора в сфере надзора, контроля и охраны ВБР. Характерный для переходного периода правовой вакуум не миновал и рыбную отрасль. К настоящему моменту фактически единственным нормативным актом, на который может опираться в работе управление, является принятый в декабре 2007 г. ФЗ N 333 «О внесении изменений в ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов». В частности, разрешения на промысел выписываются именно на основании этого документа. Большая же часть правовой базы по-прежнему находится в разработке.
Пожалуй, наиболее волновавшим аудиторию стал вопрос об охране водных биоресурсов. Однако обрадовать собравшихся представитель тероргана не смогла: конкретных данных пока нет, но уже ясно, что сотрудников рыбнадзора в крае станет гораздо меньше. В штате инспекторов будут числиться порядка 70 человек, из них около 60 – по районам. Структуру Россельхознадзора фактически планируется воссоздать, появятся районные отделы Госкомрыболовства, куда сможет поступить часть бывших рыбинпекторов. При этом высказывалось мнение, что работу последних во многом осложнит разрушение более-менее отлаженной системы, существовавшей до осени прошлого года. Меры воздействия, применяемые к нарушителям, не изменятся – все тот же старый добрый КоАП, отзыв лицензий и разрешений на промысел остается труднореализуемой задачей.
Хороший прокурор должен знать объект контроля «в лицо». Просвещали работников надзорных органов специалисты по беспозвоночным, иглокожим, моллюскам и тихоокеанским лососям соответствующих лабораторий ТИНРО-Центра. Валерий Кобликов кратко охарактеризовал основные виды крабов и креветок, встречающихся в водах российской части Японского моря, и описал их «особые приметы», посетовав на привлекательность членистоногих для наших азиатских соседей, а следовательно и для своих «приморских» браконьеров. Он отметил положительный эффект запрета на экспорт живого краба, однако восстановление популяций имеет туманные перспективы.
По словам Александра Горяинова, «визитная карточка» тихоокеанских лососей – горбуша – регулярно наведывается в приморские реки на радость и законопослушным рыбакам и любителям порыбачить «в тихую». Кета – более редкий гость и встречается всего в трех реках, на двух из которых стоят ЛРЗ. Численность обоих видов особых тревог не внушает. Что же касается краснокнижной симы, то ее промысел запрещен еще с 1957 г.
Лучше обстоят дела у морских ежей и кукумарии, которых представлял Евгений Борисовец. Промысел этих видов разрешен в отличие от многострадального трепанга, лов которого производился аж в 1970-х гг. С тех пор подорванные запасы гидробионта и не думают выходить на прежний уровень, чему в немалой степени способствует активность браконьеров, поставляющих трепанга зарубежным покупателям. С моллюсками тоже не все гладко, хотя вымирание в ближайшем будущем большинству из них не грозит. Наиболее популярный и вылавливаемый из двустворчатых – гребешок – закрыт для добычи уже много лет. И тенденция такова, что его дикие поселения зачастую формируются за счет деятельности приморских марикультурных хозяйств.
С учетом этого, закономерный интерес среди слушателей вызвало сообщение Игоря Сухина об аквакультурной деятельности в южном Приморье. Назвав крупнейшие предприятия, специализирующиеся на выращивании в основном деликатесных морепродуктов, он описал процесс разведения морских деликатесов на примере гребешка и раскрыл некоторые признаки, по которым подобную особь можно отличить от «натуральных» собратьев.
Но аквакультура – не всегда является панацеей. Рассказывая о порядке расчета и выделения компенсационных средств в связи со строительством различных сооружений, негативно влияющих на рыбохозяйственные водоемы, Галина Моисейченко указала на несовершенство механизмов восполнения ущерба, нанесенного природе. Например, в случае с морской средой единственный вариант направления компенсационных средств – это лососевые рыбоводные заводы, хотя зачастую вредоносному воздействию подвергались совсем другие виды. ТИНРО-Центру регулярно проходится выполнять работы, связанные с расчетом размеров компенсации, и ученые с сожалением констатируют, что проектная документация и реально возводимые объекты нередко имеют очень мало сходства. Этот аспект нуждается в особом контроле со стороны органов государственной власти.
В своих выступлениях докладчики не обошли вниманием запреты и ограничения, устанавливаемые Правилами рыболовства. Отдельные виды, сроки и периоды, районы промысла, орудия и способы лова – пылиться без дела уже упоминавшаяся методичка у работников прокуратуры определенно не будет. В завершение семинара его участникам порекомендовали не стесняться обращаться за помощью к ученым, особенно когда есть нужда в консультации компетентных специалистов.