Новости
Неготовность моряков закладывается в вузе

Неготовность моряков закладывается в вузе

Актуальные проблемы подготовки кадров для рыбной отрасли в свете готовящихся стандартов образования нового поколения обсудили на круглом столе, организованном журналом «Fishnews – Новости рыболовства» совместно с Клубом капитанов рыбопромыслового флота, представители отраслевых учебных заведений, ведущих рыбохозяйственных предприятий, администрации Приморья и профессиональных общественных организаций края.

Как организовать процесс подготовки молодой смены и кто должен принимать участие в обучении будущих специалистов, которые смогли бы на практике применить полученные за партой знания, – эти вопросы не новы для рыбной отрасли. Но сегодня революционные реформы, полностью перекраивающие систему образования в нашей стране, заставляют рыбаков по-новому и уже с неподдельной обеспокоенностью взглянуть на эти моменты.

Многочисленные изменения в международной конвенции в области образования повлекли за собой необходимость создания в России стандартов нового поколения для морских учебных заведений. В настоящий момент они находятся на стадии разработки. Однако, как сообщает корреспондент РИА Fishnews.ru, представители рыбаков-практиков обеспокоены тем, что процесс пошел по неверному пути. По словам председателя Клуба капитанов рыбопромыслового флота Бориса Пафатнова, сегодня среди разработчиков программы доминирует мнение о приоритетной роли высшей школы в сфере отраслевого образования. Иными словами, достижение уровня управления (т.е. получение дипломов капитана, старшего механика и т.д.) возможно лишь через высшее образование. Однако отраслевики уверены в другом: строительство новых стандартов должно идти снизу вверх – этого требует специфика отрасли, этим и должны определяться учебные программы.

«Важно, чтобы начальное и среднее специальное образование вписывались в программу высшей школы. Сегодня рановато отказываться от этих уровней как базы для подготовки кадров для рыбопромыслового флота, – уверен он. – Как можно готовить что-то, отрываясь от основополагающей базы? Ведь нам важен результат – чтобы на производстве мы в итоге не получили «сырой» продукт, который устраивал бы только учебные заведения. К сожалению, на практике нам часто приходится наблюдать такие примеры. Получается, что неготовность моряков сегодня закладывается в вузе. Этого категорически нельзя допускать».

Акцент на необходимость участия самих работодателей в процессе подготовки кадров делает и государство. 1 декабря 2007 г. вышел новый Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования». В том числе практикам дается возможность включаться в процесс разработки государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным образовательным программам и т.д. «Таким образом, в наших силах влиять на процесс обучения и не допускать того, чтобы образовательные учреждения делали «продукт для внутреннего потребления», который окажется в результате не очень подходящим для судовладельцев, капитанов, которым с ним – с этим молодым специалистом – придется работать потом всю жизнь», – отметил Борис Пафатнов.

Актуальность этой проблемы подчеркнул и генеральный директор ОАО «ПБТФ» Арслан Висаидов: «Дальше не замечать ее просто нельзя, так как в результате мы можем потерять весь наработанный десятилетиями опыт». И вероятнее всего, по его словам, начинать нужно действительно не с высшего образования. «Ведь на деле из 30 выпускников судоводительского факультета до капитанского мостика доходят лишь двое. А все потому, что море действительно ставит очень серьезные жизненные экзамены, которые, судя из опыта, выдерживают не все. Во многом развитие, служебное становление молодого работника зависят от института наставничества. Но эти традиции на сегодняшний день, к сожалению, утрачены, – посетовал руководитель одной из ведущих приморских рыбохозяйственных компаний, в свое время сам преодолевший многолетний путь к мостику капитана. – Ведь вместе с кораблем и производственными задачами капитану доверяется самое ценное – жизнь экипажа. Поэтому помимо теоретических знаний, основ будущей профессии в ходе учебы курсанту необходимо закладывать понимание того, что море – это образ жизни, к которому нужно готовиться и готовить заранее».

Кроме того, нельзя забывать и о возрождении престижа рыбацкой профессии. Сложно сегодня сетовать на то, что молодые люди выбирают другое место работы, продолжил Арслан Висаидов. Если прежде выпускники стремились попасть на новые суда, которые рыбацкие компании могли позволить себе приобретать с завидным постоянством, сегодня у них просто нет стимула – он остался в прошлом вместе с новой техникой и достойными зарплатами. Поэтому, помимо достойного образования, отрасли необходимо обеспечивать молодую смену нормальными условиями труда. Но только своими силами отечественные работодатели этого вряд ли добьются – здесь необходима серьезная поддержка и государства.

Новых учебных стандартов, «скроенных» по зарубежным аналогам далекими от вопросов отрасли министерскими экспертами в области образования, опасаются и сами преподаватели. Для рыбного хозяйства важно дифференцировать процесс подготовки кадров. Так, по словам проректора по научно-методической работе и кадровой политике Дальрыбвтуза Игоря Кима, на сегодняшний день в вузе на базе одного направления – промышленное рыболовство – создаются сразу две кафедры – океаническое и прибрежное рыболовство. «Мы знаем, что наш удел море и наш удел специфика. И для того, чтобы держаться на плаву в своей нише, мы должны всячески подчеркивать это, находить новые варианты, разумно совершенствовать свой учебный процесс».

В то же время, по словам проректора, вузу действительно не хватает взаимодействия с работодателями. «Ваше участие в разработке образовательных стандартов – это обязательное условие, – обратился он к присутствовавшим на круглом столе представителям рыбохозяйственных организаций. – Мы готовим кадры для вас, и именно вы должны играть в этом процессе первую скрипку. Согласно новым стандартам 50% учебной нагрузки будет формироваться самими вузами. И если это будет происходить без участия отраслевиков, результат может оказаться еще более плачевным, чем при госстандартах. Поэтому мы крайне заинтересованы и готовы создать все условия для того, чтобы будущие работодатели, опытные капитаны, практики рыбацкого дела принимали активное участие в жизни вуза – руководили дипломными работами, практиками студентов, входили в состав Государственной аттестационной комиссии. Чтобы наши встречи проходили не только за круглым столом».

Как видим, вопрос образования сегодня действительно более чем серьезный – к такому мнению пришли и участники встречи. В результате было принято решение о необходимости дополнительной работы в данном направлении, чтобы процесс разработки новых стандартов не был брошен на самотек и не проходил без участия представителей от производства.

Назад
Поиск по дате / Календарь новостей
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29