Рыбаки требуют права голоса
Формирование правовой базы рыбной отрасли во исполнение поручений Президента РФ происходит с серьезными недостатками и упущениями. Ярким примером является ФЗ N 333, внесший изменения в основной для отрасли закон и сразу после принятия потребовавший серьезной работы над ошибками. Печально, но как и прежде принятие и подготовка большинства новых документов проходит без ведома самих рыбаков.
Примеры такой «самостоятельности» со стороны законодателей прозвучали в выступлениях практически каждого участника заседания Совета ВАРПЭ, прошедшего на минувшей неделе Москве. В этом году в обсуждении насущных для рыбаков вопросов приняли участие представители практически всех основных ведомств, принимающих непосредственное участие в жизни отрасли. Среди них руководитель комитета по аграрной и рыбохозяйственной политике Совета Федерации Геннадий Горбунов, заместитель министра сельского хозяйства Владимир Измайлов, советник руководителя Госкомрыболовства Михаил Глубоковский, представители Пограничной службы ФСБ России и др.
Озвучивая данную проблему, президент ВАРПЭ Юрий Кокорев указал на то, что в ходе совещания, проходившего в середине апреля в контрольном управлении Президента РФ, представленные федеральными органами исполнительной власти отчеты не отражали реальной картины выполнения президентских и правительственных поручений. В частности, это касается аукционных торгов по продукции морского промысла, целевой программы по развитию рыбохозяйственного комплекса РФ, предусматривающую, в том числе, обеспечение стимулирования поставок сырья на российскую территорию и переработки на отечественных предприятиях.
Как сообщил побывавший на совещании корреспондент РИА Fishnews.ru, множество вопросов и опасение вызывает у рыбаков и постановление N 264 Правительства РФ о проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка, в котором вместо традиционности вновь решающим фактором становятся деньги. К тому же для рыбаков Астраханского региона правила в нынешней редакции ограничивают конкуренцию, поскольку имеют четкую привязку к наличию у них рыбоперерабатывающих мощностей. В то же время, по словам руководителя агентства по рыболовству и рыбоводству Астраханской области Валерия Пальцева, ввиду специфики обработки добываемой здесь продукции большинство рыбодобытчиков никогда не имели таковых, а поэтому автоматически лишаются права даже участия в конкурсе.
«Мы добились того, что в ФЗ N 333 существует статья, которая обязывает органы исполнительной власти привлекать нас, рыбаков, к выработке и реализации вопросов по рыбохозяйственной деятельности, – отметил Юрий Кокорев. – Однако на деле получается, что нас ставят в положение статистов без права голоса. Либо попросту не информируют о согласовании того или иного документа, о котором мы узнаем в результате лишь по факту его подписания, когда уже поздно что-либо менять.
Но все вопросы, несмотря на свою сложность, решаются. Важно работать над ними вместе, а не пикетировать друг друга и не вести игр. Со своей стороны мы готовы сотрудничать со всеми органами власти и добиваться того, чтобы ни один нормативно-правовой документ не принимался без визы отраслевого союза – по примеру мировой практики».
В свою очередь представитель Госкомрыболовства, Михаил Глубоковский, заверил участников заседания, что разделяет озабоченность рыбаков в данном вопросе. «Действительно, сейчас имеют место различные накладки в работе ведомства, вызванные жесточайшим цейтнотом, сложившимся в Госкомитете. К сожалению, немыслимые объемы правовой документации вынуждают порой ускорять процесс их принятия, отодвигая содержание документа на второй план. Так получилось и с поправками к закону о рыболовстве, однако, работа над совершенствованием документа продолжается. И я поставлю вопрос о необходимости включения в комиссию по законодательству представителей рыбацкой общественности», – сообщил он.