Кто богаче, тот и ловит?
ВАРПЭ обратилась в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и Правительственную комиссию по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса с аргументированной позицией против введения платы за рыбопромысловые участки. Как отмечается в письме, это условие приведет к двойной плате и переделу правообладания рыбопромысловыми участками.
На состоявшемся 22 апреля первом заседании Правительственной комиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса при рассмотрении хода подготовки проектов нормативных правовых актов, необходимых для реализации ФЗ от 6 декабря 2007 г. N333 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве…» было дано поручение проработать вопрос о внесении изменений в российское законодательство с целью установления платы за предоставление рыбопромысловых участков при осуществлении рыболовства и внести соответствующие предложения в Правительство РФ.
Однако, несмотря на то что еще на стадии подготовки и согласования принятого в дальнейшем Правительством РФ постановления от 14 апреля 2008 г. N 264 «О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства и заключении такого договора» Всероссийская Ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) неоднократно обращалась во все заинтересованные органы с обоснованиями исключения из критериев конкурсного отбора показателя внесения платы за него, данное условие было сохранено.
Как сообщили РИА Fishnews.ru в ВАРПЭ, учитывая мнение рыбохозяйственных организаций, а также, принимая во внимание указанное поручение Правительственной комиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса, Ассоциация обратилась в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и Правительство.
«Согласно п.9 ч.1 ст.2 ФЗ от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ «О рыболовстве…» одним из принципов законодательства является платность использования ВБР. При осуществлении промышленного рыболовства с использованием рыбопромысловых участков уплачиваются законно установленные гл.25.1 НК РФ сборы за пользование объектами ВБР. При этом плата за рыбопромысловые участки не взимается.
Установление платы за предоставление рыбопромысловых участков безосновательно ухудшит условия хозяйственной деятельности предприятий, поскольку приведет к двойной плате – сборов за объекты водных биоресурсов и за рыбопромысловые участки.
Если основным условием получения в пользование рыбопромыслового участка станет размер платы за него, то такие рыбопромысловые участки должны выставляться на аукцион. В этих целях следует внести изменение в ст.33.3 Закона о рыболовстве».
Однако, как отмечается в письме ВАРПЭ, опыт прошлых лет показал, что аукционной форме доступа к ВБР свойственна определенная криминальная составляющая и широкое проникновение заинтересованных в отечественных водных биоресурсах иностранных пользователей. Так что в случае установления платы за предоставление участка ее размеры должны иметь экономическое обоснование и быть фиксированными для каждого водного объекта. «Однако в таком случае равные по размерам суммы платы за предоставление рыбопромыслового участка не могут служить одним из критериев конкурсного отбора, также как не являются таким критерием ставки сбора за пользование объектами ВБР, – поясняется в обращении. – При этом в обоих случаях не должно быть двойного финансового обременения в виде платы за водные биоресурсы и за рыбопромысловые участки в хозяйственной деятельности, связанной с рыболовством».
Таким образом, установленное конкурсной документацией условие внесения платы (в неограниченном размере) не только не имеет законного основания, но и нарушает ст.14.1 Закона о рыболовстве, так как создает преимущества для хозяйствующих субъектов, обладающих значительными финансовыми возможностями. Традиционные пользователи не имеют таких финансовых возможностей. «В результате завуалированного указанным постановлением, а по существу санкционированного государством «рейдерства» произойдет передел правообладания рыбопромысловыми участками в пользу хозяйствующих субъектов, зарекомендовавших себя не результатами многолетней успешной рыбохозяйственной деятельности, а способностью пополнять бюджет субъекта Российской Федерации и на этом основании стать приближенными к местной власти. Таким образом, показатель финансовой состоятельности в конкурсном отборе на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка имеет определенную коррупционную составляющую», – заключают рыбаки.
По мнению ВАРПЭ, критериями конкурсного отбора на предоставление рыбопромыслового участка должны быть показатели эффективности рыболовства, основным среди которых должен стать показатель уровня освоения квот добычи (вылова) ВБР, а также численность работников, занятых в рыбном промысле, и производительность труда, удельный вес уловов, переработанных и/или реализованных на территории РФ (в том числе переработанных на судах).