Не нарушай – не будет претензий
Капитан траулера «Николай Афанасьев» допустил очевидное нарушение, поэтому никаких претензий к норвежским инспекторам быть не может, считает глава компании-судовладельца Виталий Касаткин. В промысловый журнал не были занесены траления за последние 6 часов лова, предшествовавшие проверке норвежской береговой охраны. В настоящее время конфликт урегулирован, судно продолжает промысел сельди.
Напомним, в субботу 23 августа в районе архипелага Шпицберген корабль береговой охраны Норвегии W-303 «Свалбард» задержал траулер «Николай Афанасьев», собственником которого является мурманская добывающая компания «Айсберг Норд». Причиной задержания судна стало нарушение правил заполнения промыслового журнала. Траулер был препровожден норвежским кораблем в порт Тромсе для дальнейшего разбирательства.
Однако уже в воскресенье судовладелец урегулировал этот конфликт с помощью своих деловых партнеров в Финнмарке и норвежских властей. Об этом сообщил накануне на пресс-конференции председатель правления НП «Союз рыбопромышленников Севера» Виталий Касаткин, которому принадлежит ООО «Айсберг Норд». По его словам сейчас траулер «Николай Афанасьев» находится в том же морском районе, на промысле того же объекта – сельди.
«Никаких нарушений со стороны норвежских инспекторов и предвзятости не было, – считает Виталий Касаткин. – Это обычный рабочий процесс, вина капитана очевидна. Рыбаки работали в норвежской экономической зоне и должны были выполнять все правила и требования норвежской стороны, согласованные на Смешанной российско-норвежской комиссии по рыболовству. Незанесение тралений в промысловый журнал – это нарушение, поэтому норвежские инспектора и приняли решение задержать судно для разбирательства происшествия на берегу».
Как стало известно РИА Fishnews.ru, компания «Айсберг-Норд» оштрафована норвежскими инспекторами на 140 тыс. норвежских крон, капитан – на 15 тыс. крон. Кроме того, судовладелец намерен потребовать объяснений происшествия от капитана и его помощников. Он высоко оценил оперативность действий норвежских властей для улаживания этого инцидента и призвал не нагнетать обстановку по поводу любого задержания российского судна норвежскими инспекторами.
«Иногда нам действительно не нравятся некоторые подходы норвежских инспекторов в той или иной ситуации. Но надо признать, что нередко и рыбаки не расценивают здраво то, что совершили, и не знают законодательства чужой страны. И по российским правилам рыболовства капитан «Николая Афанасьева» совершил нарушение. Разница лишь в том, что наши инспектора могли бы просто попросить его внести траления в журнал в их присутствии без санкций, а может и нет», – заявил Виталий Касаткин.
Другой участник пресс-конференции – гендиректор Союза рыбопромышленников Севера Василий Никитин пояснил, что весной этого года с Союзом рыбаков Норвегии обсуждался вопрос унификации правил рыболовства в Баренцевом море и внесения туда 4 позиций, по которым должны работать российские и норвежские инспекторы рыбоохраны. По этим предложениям рыбаки могут наказываться устным замечанием, письменным замечанием, наложением штрафа без ареста судна и прекращения промысла под гарантии судовладельца, задержанием судна и препровождением его в порт страны контроля. Соответствующая информация была направлена в Федеральное агентство по рыболовству, передает Мурманский бизнес-портал. Вопрос унификации правил рыболовства в Баренцевом море будет обсуждаться на осенней сессии СРНК в Норвегии.