Каналы-рыбоходы сдадут в ноябре
Создание мелиоративно-рыбоходного канала Усть-Манычского гидроузла продолжает в Ростовской области. По словам руководителя ФАР Андрея Крайнего, более 20 лет в России не строили ничего подобного. Две нитки канала соединят самые крупные реки области – Дон и Маныч – и откроют путь рыбе к естественным нерестилищам, потерянным в результате зарегулирования рек и сокращения весенних разливов.
Сегодня условия для нереста неблагоприятные: рыба подходит к гидротехническим сооружениям, упирается в них, там и нерестится, но после быстрого схода воды отложенная икра остается на камыше и гибнет. Полноценного воспроизводства водных биоресурсов не происходит. По оценкам ученых, скатывание рыбы после нереста в Маныче обеспечивало до 30% промысловой рыбы в Доне, но было это очень давно. Есть надежда, что все возобновится уже будущей весной, когда у рыбы появится реальная возможность зайти на нерест в реку Маныч. И возможность эту обеспечит новый канал.
Работы в районе станицы Манычской ведутся ударными темпами – все будет сделано за 5 месяцев. Как сообщили РИА Fishnews.ru в пресс-службе аппарата губернатора Ростовской области, на сегодня остается практически только прокопать перемычки длиною 50 м в верхнем бьефе первой и второй нитки. Все гидротехнические сооружения будут завершены в октябре. На ноябрь останутся работы по отсыпке дорог и приведению территории в порядок. Стоимость проекта составляет более 37 млн. рублей, свыше 22 млн. рублей уже освоено строителями.
Будущее за таким регулированием нереста рыб, считает губернатор области Владимир Чуб. По его словам, в ближайшие два-три года будут построены обводные каналы на Кочетовском гидроузле, где пока что работает рыбоподъемник. И рыба во время нереста сможет беспрепятственно подниматься до самого Цимлянского водохранилища. Местные власти обратились к Правительству РФ с просьбой выделить из федерального бюджета 450 млн. рублей для очистки устьев рек. Однако на сегодняшний день решение так и не принято.