Новости

Кто обеспечит продовольственную безопасность?

Актуальные вопросы обеспечения продовольственной безопасности как основы устойчивого развития России накануне обсудили представители Совета Федерации, Госдумы, российские эксперты и специалисты-практики.

На «круглом столе», прошедшем 7 апреля в Москве под руководством председателя Совета Федерации Сергея Миронова, был затронут целый ряд актуальных моментов, касающихся перспектив государственной экономической политики в отношении АПК в условиях кризиса, возможных механизмов защиты российского товаропроизводителя, социальных и экологических аспектов отечественного производства и рынка продуктов питания.

Как было отмечено в ходе дискуссии, критическое состояние продовольственной безопасности характеризуется сохранением и усилением высокой импортной зависимости – около 40% товарных ресурсов на продовольственном рынке формируется сегодня за счет импорта. А повышение цен на продовольствие усугубляет проблему бедности, усиливает социальную напряженность и расслоение общества.

Основное внимание было уделено проблемам сельхозпроизводителей. Вместе с тем, отвечая на вопрос корреспондента РИА Fishnews.ru, Сергей Миронов отметил, что в обеспечении продовольственной безопасности страны, несомненно, большая роль должна отводиться и рыбному хозяйству.

«Рыбная отрасль, которая переживает сегодня не лучшие времена, является составной частью нашего АПК. И уж с точки зрения обеспечения наших граждан продуктами питания и, прежде всего, белком рыбная отрасль, конечно, занимает одно из ведущих мест, – отметил председатель Совета Федерации. – Не останавливаясь подробно на существующих в отрасли проблемах, могу сказать, что сегодня нам необходим свой современный рыболовецкий флот. Мы должны вернуться в места традиционного промысла, где пребывали еще в советские времена: сейчас мы ушли из многих регионов Мирового океана, а, как известно, свято место пусто не бывает. Необходимо раз и навсегда снять оставшиеся немногочисленные вопросы с квотами. Но в целом, повторю, рыбная отрасль – очень важная сфера деятельности и, на мой взгляд, сегодня руководством страны этому направлению уделяется должное внимание».

Подробнее о роли рыбного хозяйства в продовольственной безопасности и тех проблемах, которые сдерживают нормальное функционирование и развитие отрасли, участников обсуждения ознакомил президент Всероссийской Ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Юрий Кокорев.

«Не стоит забывать, что наравне с сельским хозяйством рыбаки вносят весомый вклад в дело обеспечения населения важным и незаменимым продуктом питания, обеспечивая поступление на рынок до 20% белка животного происхождения, содержащегося в рыбе и морепродуктах. Вместе с тем, наша отрасль, к сожалению, как и сельское хозяйство, находится в очень сложном кризисном состоянии, – отметил представитель рыбохозяйственного комплекса. – Отличие заключается в том, что когда сельхозпроизводители выражают обеспокоенность снижением уровня бюджетной поддержки, мы констатируем – у нас такой проблемы нет, потому что у нас просто нет этой бюджетной поддержки».

Однако, по словам Юрия Кокорева, и без этого у отрасли хватает проблем. Поэтому основное внимание было уделено законодательному закреплению и оформлению рыбохозяйственной деятельности в интересах обеспечения продовольственной безопасности.

Останавливаясь на специфических моментах отраслевого законодательства, докладчик отметил тот позитивный скачок, который удалось совершить за последние 1,5-2 года по заполнению правового вакуума в области рыболовства. «Но нельзя забывать, что рыболовство будет эффективно лишь тогда, когда будет регулироваться и регламентироваться рыбохозяйственная деятельность в целом и все товародвижение от рыбака до прилавка. Таким образом, необходимо сформировать полномасштабное рыбохозяйственное законодательство». Наиболее эффективно эту задачу будет способно реализовать самостоятельное ведомство со статусом министерства, подытожил он.

Отдельное внимание было уделено вопросу взаимодействия производителей и торговых сетей: «Сегодня уже неоднократно отмечалось, что сельхозпроизводители, как и рыбаки, к сожалению, не имеют уровня необходимой рентабельности. В нашей отрасли, по официальным оценкам, средняя рентабельность за последние годы составляет 1,7%. И это на фоне двухзначной рентабельности в оптовом звене по рыбе и трехзначной – в рознице. Налицо ярко выражения перевернутость экономической пирамиды! О каком подъеме рыбной отрасли можно вести речь в этих условиях? Не говоря уже о том, что по этим же причинам на российском рынке реальные объемы отечественных уловов попросту не могут быть востребованы».

В то же время именно торговые сети определяют правила, стандарты, процедуры взаимодействия производителей и потребителей продовольственной продукции. Именно от их политики в решающей степени зависит и удельный вес доходов населения, которые они тратят на продукты питания.

Нормативным решением, по мнению президента ВАРПЭ, должно стать принятие закона о торговле и введение ограничения по торговым наценкам. Эта мысль на круглом толе неоднократно была озвучена и представителями сельскохозяйственного комплекса, столкнувшимися с аналогичными проблемами. Мнения выступавших также сошлись в необходимости принятия в дополнение к доктрине закона о продовольственной безопасности.

Вместе с тем, по мнению научного руководителя Института национальной стратегии, доктора экономических наук Никиты Коричевского, эта проблема требует более специфического решения. По приведенным им данным, 25% продовольственной розницы в стране сегодня представлено торговыми сетями. «Следует отметить, что буквально годом ранее, по итогам 2007 г., из уст министра промышленности и торговли звучала совсем иная цифра – тогда этот процент составлял чуть больше 6. И закон об основах государственного регулирования и развития торговой деятельности, проект которого сегодня проходит стадию обсуждения, проблему взаимоотношений производителей-переработчиков-продавцов не решит, – уверен он. – Потому что по этому закону, а также по закону о защите конкуренции проверяющие инстанции зачастую не в состоянии установить факты ценового сговора, доказать фактическое доминирование тех или иных продавцов или выявить дискриминационные условия в отношении тех или иных производителей».

К тому же эффективность правового регулирования этого вопроса ограничивает присутствие в высших органах власти представителей тех самых сбытовых сетей, которые лоббируют интересы торговой стороны, отметил он.

Выход, по мнению докладчика, заключается в создании специальной структуры любой формы регулирования, вплоть до саморегулируемой, которая была бы способна охватить всю страну. Своей деятельностью сеть таких организаций смогла бы изменить ситуацию между производителями и торговыми сетями. Деятельность же подобной структуры должна базироваться на трех составляющих: обращение с подтвержденными фактами поборов в федеральные, региональные органы власти, правоохранительные структуры и союзы независимых судей; обеспечение публичной деятельности таких организаций, а также осуществление сбора дополнительной информации о деятельности торговых сетей, которые допустили применение экономических санкций в отношении тех или иных производителей.

В любом случае, как было отмечено в завершение «круглого стола», преодолеть негативные тенденции и изменить ситуацию в продовольственной экономике страны возможно при солидарности действий государственных органов, политических и общественных институтов, научного экспертного сообщества и товаропроизводителей в выработке и реализации государственной продовольственной политики.

РИА Fishnews.ru

НазадМетки: варпэмосква
Поиск по дате / Календарь новостей
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30