Как рыбку съесть и здоровым остаться?
Руководители Росрыболовства и Роспотребнадзора начали неделю с контрольной закупки рыбы в одном из супермаркетов торговой сети «Перекресток». Результат – в подавляющем большинстве случаев россиянам продают не то, не того качества и не по той цене.
«Это не проблема сетей, это проблема системы!» – резюмировал Андрей Крайний по итогам инспекции и пригласил всех уже в этот четверг обсудить пути выхода из сложившейся ситуации.
Содержимое рыбных рядов немало удивило и повеселило высоких гостей столичного «Перекрестка». «Когда продают рыбу без кожи, очень трудно определить ее вид, – пояснял собравшимся журналистам Геннадий Онищенко, извлекая из прилавка-морозильника яркие заиндевевшие упаковки с рыбопродукцией, под названием «Окунь порционный». – Но лабораторный анализ показал, что это не окунь и не треска, а в лучшем случае филе минтая».
«А это никакая не треска, а обрезь пангасиуса! – со знанием дела прокомментировал качество своей покупки Андрей Крайний. – Пангасиус тоже неплохая рыба, но пусть он и не прикидывается никакой другой. Люди должны знать, что вьетнамцы растят ее в реке Меконг, куда американцы сбрасывали отравляющие вещества. Надо еще выяснить, как она пересекла нашу границу», – заметил он.
«Порадовало» чиновников и оформление продукции. На одном из пакетов с товаром ссылка на производителя просто отсутствовала, а на мешке с минтаем указывалось: «Боровский район. Калужская область». «Учите географию… Минтай водится в Охотском и Беринговом морях», – заметил глава Росрыболовства.
Не устроило руководителей ведомств и количество глазури, составлявшей до половины веса приобретенной рыбопродукции. Так, из 55 образцов, закупленных в московских магазинах Росрыболовством, только 5 вписались в требования ГОСТа по массовой доле глазури для отечественного филе. Это были, кстати, норвежская семга и филе тунца из Индонезии и Тайваня. В «филе трески», произведенном в Дмитрове, глазури – 39,3%. В «филе морского окуня» из Китая – 40% льда. Рекордсмен по содержанию воды – филе минтая, якобы произведенное в России, в котором содержалось 46% воды, а также 11 г фосфатов на килограмм веса.
Как считает Андрей Крайний, подобная ситуация с рыбной продукцией возникла из-за того, что у российских рыбаков существует масса препятствий для поставки качественной отечественной продукции в торговые сети. Прежде всего, это действия торговых сетей. «Барьер из диктата торговых сетей не позволяет рыбакам поставлять дешевую рыбу, – заявил глава отрасли. – Вся маржа остается у перекупщиков и в торговле, рыбаки не стали продавать рыбу дороже».
Так что недорогая и качественная рыба в России есть. Но даже в условиях рекордной лососевой путины на Дальнем Востоке российские рыбаки не могут поставить свою продукцию в центр страны. В то же время на рынках продолжают преобладать норвежская семга и форель по высоким ценам. Так, в магазине «Перекресток» филе норвежской семги стоит 471 рубль за килограмм, филе форели – 475 рублей за килограмм. «И это в то время, когда на Камчатке у рыбаков лосось стоит 45 рублей за килограмм, плюс 15 рублей за доставку, думаю, по 90 рублей он мог бы стоить в центре страны, но его нет и по 190 рублей», – отметил Андрей Крайний.
Решение проблемы руководитель ФАР видит в принятии техрегламента на рыбу. По его словам, в документе сделан «упор на качество». «Необходимо запретить ввоз продукции, которая, мягко говоря, не полезна для здоровья», – отметил Андрей Крайний. – «Задача регламента – поставить заслон не только некачественной продукции из-за рубежа, но и отечественной, и наши производители нередко выпускают продукцию «второй свежести».
Кроме того, уверен чиновник, необходимо создать конкурентную среду сетевой торговле с помощью магазинов «Океан». В тех регионах, где число этих магазинов растет, сетевая торговля начинает снижать цену, отметил он. «Но в Москве нет ни одного «Океана», мэрия не идет нам навстречу, не предоставляет помещения по льготным ставкам аренды».
В то же время и глава Росрыболовства, и присутствовавшие при этом представители X5 Retail Group признали, что во многом решение проблемы будет возможно благодаря созданию крупных логистических компаний, имеющих холодильные мощности и транспорт.
Как заявил журналистам генеральный директор по маркетингу Х5 Михаил Сусов, торговая наценка на рыбу в сети «Перекресток» не превышает 15%. «Если будет возможность закупать рыбу по низким ценам, мы готовы это делать, отсрочка платежей составляет от 15 до 30 дней», – заявил он.