РЖД отрицает вину в рыбных «заторах»
По мнению перевозчиков, проблема вывоза рыбы с Дальнего Востока в нынешнюю путину состоит не в нехватке рефрижераторного подвижного состава, а в неправильном планировании отправления рыбопродукции.
В связи с заявлением представителя Росрыболовства, распространенным 20 августа 2009 г., ОАО «РЖД» изложило свой взгляд на ситуацию по вопросам перевозки рыбы железнодорожным транспортом с Дальнего Востока.
Как сообщили РИА Fishnews.ru в пресс-службе компании, ОАО «Рефсервис» – дочернее общество ОАО «РЖД» полностью обеспечивает вывоз предъявляемых объемов рыбы. Так, с начала августа с Дальнего Востока подвижным составом ОАО «Рефсервис» перевезено более 41 тыс. тонн рыбы, что на 21% больше показателей аналогичного периода прошлого года. С Сахалина с начала месяца погружено около 4,5 тыс. тонн рыбы, что в 1,5 раза больше уровня аналогичного периода прошлого года.
В случае увеличения заявок на перевозку рыбы ОАО «Рефсервис» готово предоставить от 40 до 60 рефрижераторных секций, которые в настоящее время находятся на Дальнем Востоке.
В компании отметили, что понимая важность обеспечения каждого жителя России высококачественной рыбой по доступной цене, ОАО «РЖД» принимает необходимые меры к обеспечению ее перевозки. В частности, введены в эксплуатацию ускоренные рефрижераторные поезда, которые преодолевают расстояние от Владивостока до городов Урала за 7 суток. Это позволяет значительно увеличить объем перевозок в рефсекциях и дополнительно задействовать значительный парк простаивающих вагонов-термосов. Кроме того, ОАО «Рефсервис» расконсервировал и ввел в эксплуатацию еще 40 рефсекций.
В руководстве ОАО «РЖД» подчеркнули, что компания не является монополистом в перевозке рыбы, так как федерального парка рефрижераторных вагонов не существует. В парке ОАО «Рефсервис» в настоящее время с Дальнего Востока перевозится менее 30% от общего объема перевозок рыбы, остальной объем перевозок осуществляют другие компании-операторы.
Стоимость перевозки рыбы формируется в соответствии с прейскурантом N 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами», утвержденным постановлением ФЭК России и введенным в действие с 28 августа 2003 г. В настоящее время на перевозки скоропортящихся грузов железнодорожным транспортом, в том числе и рыбы свежемороженой, в собственном (арендованном) изотермическом подвижном составе применяются понижающие коэффициенты в размере 0,62-0,84. Стоимость перевозки рыбы в парке ОАО «Рефсервис» в настоящее время составляет 1,4 млн. рублей за 4 вагона рефсекции (с НДС), что существенно ниже цен прейскуранта N 10-01 для федерального парка (2,6 млн. рублей с НДС за 4 вагона рефсекции до Москвы).
Кроме того, анализ транспортной составляющей показывает, что доля перевозки в розничной цене, например, горбуши составляет всего 6-7%. Цена горбуши в порту на Дальнем Востоке составляет 36-42 рубля за кг в зависимости от степени обработки. С учетом стоимости доставки до Москвы в размере 6,8 рублей во время путины себестоимость 1 кг горбуши в столице составляет в пределах 50 рублей за 1 кг. Однако фактическая розничная цена составляет 100 рублей. Таким образом, доля торговых наценок в конечной цене горбуши составляет 50%.
По мнению ОАО «РЖД», которое не противоречит официальной позиции федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, на среднюю розничную цену мороженной рыбы в регионах потребления оказывает влияние, в первую очередь, большое количество посредников и мелких оптовиков, которые полностью управляют рынком сбыта и транспортировки рыбы. В результате доля рыночных наценок достигает более 50%, что подтверждено участниками круглого стола на тему «Логистика товарных потоков и инвестиционных инициатив в поддержку российского рыболовства и переработки», состоявшегося 5 сентября 2008 г. во Владивостоке в рамках III Международного конгресса рыбаков, организованного администрацией Приморского края, Росрыболовством, Ассоциацией рыбохозяйственных предприятий Приморья и Ассоциацией добытчиков минтая.
В этих условиях дальнейшее снижение тарифов на перевозку рыбы не повысит доступность данного продукта для конечного потребителя, поскольку не гарантирует снижение цены реализации рыбы в розничной торговле. При этом будут созданы условия для перераспределения финансовых средств между участниками процесса реализации данной продукции за счет снижения доходов ОАО «РЖД».
Основная проблема, как утверждают в компании, состоит не в нехватке рефрижераторного подвижного состава, а в неправильном планировании отправления рыбы, поскольку подача подвижного состава производится в строгом соответствии с заявками клиентов. Более того, не редки случаи, когда рефсекции, поданные по заявке клиента, находились в непроизводительном простое до 30 суток в ожидании погрузки.
Таким образом, озвученная 20 августа публично позиция Росрыболовства с возложением ответственности на ОАО «РЖД» за ненадлежащую организацию перевозки рыбы с Дальнего Востока является необоснованной, отмечается в пресс-релизе компании. Основные причины, сдерживающие рост объемов транспортировки рыбы в европейскую часть России, находятся вне компетенции и сферы деятельности железнодорожного транспорта, и ОАО «РЖД» в частности.
РИА Fishnews.ru