Оставим ужасы в прошлом!
В № 35 газеты «Рыбак Сахалина» за 7 сентября 2017 года была опубликована статья «Ужасы родного берега, или Пограничный диктант». В ней шла речь о том, как инспекторы Невельской государственной зональной инспекции Пограничного управления ФСБ России по Сахалинской области, исходя из какой-то собственной трактовки законов и приказов, которая, на взгляд корреспондента, доходила до откровенной фальсификации существа дела, выписывали капитанам прибывших в порт траулеров протоколы о правонарушениях и налагали на них соответствующий штраф. Как считает газета, таким образом должностные лица госинспекции (большинство – офицеры) зарабатывали себе «галочки» в послужной список.
«Правонарушения», на которые ссылались люди при погонах и с очень высоким, на зависть многим, денежным довольствием, у здравомыслящих людей ничего кроме смеха вызвать не могут. В одном случае, например, правонарушением была признана обычная описка, когда капитан, заполняя журнал глубокой ночью, после окончания промысловых суток, на соседних страницах указал одну и ту же дату – 10 июня (обнаруживший данное «правонарушение» офицер в это время, думаю, видел уже второй сон, и его кровать не стояла на качающейся палубе).
Капитаны, не видя за собой никакой вины, но соглашавшиеся, что допустили ошибку, штрафы добросовестно оплачивали. Некоторые, не имея на это времени, так как почти сразу же после выгрузки улова уходили в море, поручали сделать это своим жёнам. Капитаны траулеров – люди ответственные и не желали усложнять жизнь себе и экипажу во взаимоотношениях с пограничниками, с которыми встречаются и по приходу, и при отходе судна.
Но, как говорилось в статье, капитаны – не юристы и не подозревали, что после того, как подпишут состряпанную госинспектором бумагу, тут же будет составлен и отправлен в суд аналогичный протокол теперь уже на владельца судна – на юридическое лицо. А здесь размер штрафа начинается со ста тысяч. Это вам не 5 тысяч рублей «капитанского».
В статье «Ужасы родного берега…» была рассмотрена ситуация, произошедшая в течение очень короткого времени с двумя капитанами ООО «Далькреветка». Но, по имеющимся у редакции сведениям, аналогичным мелким придиркам с составлением протоколов об административных правонарушениях не раз подвергались и капитаны других фирм, имевших неосторожность зайти в сахалинский порт.
А теперь о том, как развивалась дальнейшая ситуация с ООО «Далькреветка».
Через несколько дней после составления протокола на капитана СТР «Ольга» в суд было направлено административное дело на саму фирму – дескать, руководство компании не обеспечило должный контроль за действиями капитана, хотя, с точки зрения госинспекции, имело для этого все возможности. Утверждение явно бредовое, потому что руководство фирмы находится в Южно-Сахалинске, а не стоит в море за спиной капитана и объективно не может зорко следить за тем, как он, чуть ли не падающий с ног от усталости, в полночь заполняет журнал о работе за ушедшие промысловые сутки: ту ли цифру и в ту ли графу занёс.
К счастью, невельский судья заметил всю абсурдность сработанного зональной инспекцией дела и не усмотрел в действиях судовладельца признаков административного правонарушения.
После публикации в «Рыбаке Сахалина» состоялась встреча генерального директора ООО «Далькреветка» Александра Петровича Касьянова, автора этой статьи и начальника Пограничного управления ФСБ России по Сахалинской области Сергея Васильевича Кудряшова – по его инициативе. Судя по всему, поднятая в газете тема взволновала и его.
«Я работал во многих морских регионах, – сказал С. В. Кудряшов, – и всегда старался, чтобы пограничники и рыбаки, прежде всего капитаны, были друзьями». Слова приглашённого на встречу руководителя рыбацкого предприятия о том, что, судя по рассказанной в газете ситуации и по опыту деятельности других компаний, здесь, на Сахалине, это ещё не очень получается, несколько озадачили Сергея Васильевича. Как журналист, я его понимаю – «хозяйство» у генерал-лейтенанта очень большое, и держать на контроле действия каждого инспектора практически невозможно.
Кстати, что касается «героев» публикации. Погрануправление провело служебную проверку, заслушало по этому поводу руководство зональной инспекции и вынесло всем троим фигурантом дисциплинарные взыскания. Приглашённым участникам встречи был показан соответствующий приказ. Всем зональным инспекциям рекомендовано впредь при обнаружении недостатков подобного характера – типа описок – не спешить составлять протоколы о правонарушениях. Капитану можно просто указать на необходимость их исправления и ни в коем случае не мешать это сделать, если нет признаков злоупотребления или сознательного искажения в записях.
Кстати, С. В. Кудряшов очень удивился тому, что капитаны судов безропотно подписывают все акты и протоколы, которые подсовывают им некоторые инспекторы. «Я бы не подписал, – искренне сказал он. – Написал бы, что не согласен с протоколом, если не вижу своей вины. Отказ капитана от подписи вызвал бы необходимость руководству инспекции более внимательно подойти к тому, какие прегрешения вменяют капитану траулера».
А вот объяснения, почему капитаны подписывают протоколы без ощущения чувства собственной вины, генерал-лейтенанта не удовлетворили: «Я понимаю – усталость, желание побыстрее встретиться с семьёй, загруженность при подготовке рейса, но сохранение и своего доброго имени, и имиджа фирмы это тоже немаловажно. А отказ от подписи не ведёт к немедленному составлению протокола на юридическое лицо. Надо бороться за свою правоту. Я бы и жалобу в прокуратуру написал».
В принципе, с этой точкой зрения я тоже согласен. Думаю, что руководитель ООО «Далькреветка» А. П. Касьянов после слов генерала даст своим капитанам строгое указание не спешить с подписанием подобных протоколов о выдуманных правонарушениях. То же самое можно посоветовать и другим рыбацким фирмам.
Правда, никто не может сказать, как поведёт себя тот или иной желающий выслужиться госинспектор, если капитан откажется подписывать состряпанный протокол о правонарушении: генерал-то далеко, и каждый раз звонить ему не будешь. Но не будем загадывать, поживём – увидим. А слова начальника погрануправления обнадёживают рыбаков.
На встрече журналиста, руководителя рыбацкого предприятия и генерал-лейтенанта было затронуто много вопросов. Порой были и споры, но в целом встреча прошла в доброжелательной атмосфере, и то, что руководитель погрануправления по Сахалинской области С.В. Кудряшов, в отличие от своих подчинённых на местах (в том же Невельске) часто соглашался с позицией опытного рыбака Касьянова, думаю, придётся по душе рыбацкому сообществу – он понял суть проблемы.
В откровенной беседе, продолжавшейся более полутора часов, Сергей Васильевич рассказал о том, что обычно не выносится на широкую публику – например, о деятельности в сфере пресечения коррупции в пограничных органах. «Мы, – сказал он, – перенастроили государственный контроль в сфере иностранного промысла. Раньше он вёлся гражданскими лицами, которые заходили в Японию, Корею, поднимались на суда под чужими флагами. Вот только почему-то никаких нарушений в течение многих лет не выявляли. Естественно, в ходу были коррупционные схемы, кто-то кому-то платил. Мы всё это прекратили. В 2015-м году уволили 95 человек, набрали новых сотрудников и перешли на контроль иностранного флота с помощью наших кораблей, катеров. За два прошедших года выявили у иностранцев 92 нарушения. Привлекли нарушителей к ответственности, одно судно конфисковали».
Намерения начальника погрануправления добиться взаимопонимания рыбаков и пограничников, очень нуждающихся в помощи капитанов промысловых судов для усиления борьбы с браконьерством, особенно с иностранным, можно только приветствовать. Но настоящего мощного движения навстречу друг к другу пока не очень заметно. Рыбаки, будем говорить прямо, зачастую считают, что пограничники их нередко несправедливо «обижают» – судя по опубликованным ранее статьям, такие факты присутствуют.
Но невнимание со стороны рыбаков обижает, скажем так, и пограничников, охраняющих водно-биологические ресурсы моря. Вот такой нюанс, который Сергей Васильевич просил особо выделить. Мы, сказал он, не можем своими локаторами охватить всю акваторию моря – не хватает сил. Но у каждого рыбацкого судна, которое добывает биоресурс, имеется своя радиолокационная станция. Так почему бы не объединить наши усилия в работе по охране рыбных запасов? Ведь рыбаки больше всех заинтересованности в стабильных уловах, и своими радиолокационными станциями они многое видят. «Если бы российские рыбаки сообщали пограничникам об увиденных ими в нашей экономической зоне работающих иностранных судах под удобными флагами, наши усилия по предупреждению незаконного промысла были бы более эффективными. Мы написали письма с такой просьбой всем руководителям рыбных фирм. Более того, напечатали по этому поводу листовки, направили в Татарский пролив корабль с сотрудником оперативного отдела, который заходил на каждое российское рыбацкое судно, разговаривал с капитанами». А в результате – тишина. Ни один рыбопромышленник не ответил на наши письма. А ведь мы боремся не с российскими, а с иностранными судами, которые грабят наш биоресурс».
Не знаю, как кому, а мне было обидно слышать эти слова. Ведь не исключено, что пассивность наших капитанов, если заглядывать в большую перспективу, может привести к дефициту какого-нибудь ресурса. Подобное мы уже проходили, например, с крабом.
Беседа, носившая в значительной степени дискуссионный характер, охватывала, повторю, широкий круг вопросов. Имелись и какие-то разногласия. Но, к счастью, не они определяли тональность разговора. Главное – встреча прошла конструктивно, и по большинству тем было найдено взаимопонимание, как и должно быть во взаимоотношениях партнёров.
В. КАНТЕМИРОВ. «Рыбак Сахалина» № 40 от 12 октября 2017 г.