Газета "Рыбак Сахалина"
28 февраля 2019 года

​«Сахалинский лёд-2019». Удача выплескивалась из каждой лунки

«Рыбак Сахалина» обещал – «Рыбак Сахалина» слово держит. В прошлом номере газеты, приглашая земляков на фестиваль зимней рыбалки «Сахалинский лёд», мы гарантировали хорошую погоду и настроение, а самое главное – отменные уловы. Если обещание солнца и практического безветрия основывалось на прогнозе синоптиков, то бешеный клев мы спрогнозировали исключительно опытным путем, не раз и не два отметившись в феврале в районе устья Найбы, где в минувшую субботу в восьмой раз прошли старты рыболовов-любителей. В шестой раз на них побывал наш корреспондент.Пять раз он отмечался на них как представитель СМИ, нынче же стал их непосредственным участником в составе славной команды «Скромные пескари».

Предложение влиться в дружный спортивный коллектив последовало буквально сразу после прошлогоднего серебра «пескарей» на «Сахалинском льду». Десятиклассник Иван оканчивал среднюю школу и собирался поступать в институт на материке. Вот и предложил его отец занять ставшее вакантным место в команде. Михаил Елисеев, победитель, серебряный и бронзовый призер «Рыбацких биатлонов» разных лет – рыболов в области известный. Вот под его началом три года назад я стал приобщаться к премудростям и нюансам рыбалки в зимний и летний период. Не то чтобы преуспел в этом занятии, но новичком с удочкой в руках себя уже не чувствую.

Готовиться к «Сахалинскому льду» мы стали уже прошлым летом, когда сделали несколько выездов по заветным местам залива Анива, заготавливая впрок его беспозвоночных обитателей. А еще Миша самым тщательным образом занялся подбором и подготовкой снастей. Причем использование магазинных товаров здесь было сведено к минимуму.Не буду раскрывать его ноу-хау, но контрольные тренировки принесли самые обнадеживающие результаты. Особенно меня впечатлили уловы в четверг 21 февраля. Навага била, как из пулемета. Самодельные снасти работали на все сто. Однако впечатляющее обилие рыбы не шибко радовало нашего капитана – при таком жоре все решало не суперпривлекательная для наваги наживка, булера, блесны, крючки и т.д., а элементарная удача. То есть какое кому выпадет место на соревнованиях. Навага – существо капризное. В зависимости от приливов и отливов наибольшую активность она проявляет то в одном месте, то в другом.Нашему квартету досталось откровенно неудачное место – одно из самых крайних к левому мелководному берегу Найбы. Во время отливов оно наименее добычливо. Что ж, жребий есть жребий. Не то чтобы наша команда приуныла, но оказавшиеся ближе к правому берегу квартеты получили основательную фору. Оставалась надежда на уникальную приманку.

Предстартового мандража не было, но определенное волнение присутствовало. К стартовым воротам в сектор подошли к 9:30, за полчаса до назначенного времени стартов.Тут уже толпились наши соперники. Причем не только толпились, но и активно пробовали снасти – навага выстреливала одна за другой. Насколько корректно промышлять рыбу в преддверии стартов? Такой вопрос я задал проходившему мимо судье. Ответ был философский, мол, это дело личной совести каждого. Но совесть, как оказалось, для некоторых – понятие растяжимое. К моменту, когда с девятиминутным опозданием стартовая ракета взмыла в небо, у некоторых команд уже было по полпакета рыбы – 4–6 килограммов.

Запоздалый старт для меня был неожиданным. Пришлось собирать в руки положенные на лед бур, пакет с удочками и наживкой, стульчик и подставку для снастей.А если учесть, что в ходе одной из тренировок (помните декаду тридцатиградусных морозов) изрядно поморозил пальцы, то на эти манипуляции ушло пару десятков секунд. За это время соперники уже перетекли в сектор для ловли, ничего не оставив после себя – ни наваги в чистом виде, ним наваги в пакетах. Предприимчивые ребята получили изрядную фору.

После командных соревнований напрямую спросил по этому поводу один из досрочно зарыбачивших квартетов. «Ни одной рыбы мы с собой не взяли, а только тестировали наживку и снасти»,–последовал ответ. В его, мягко говоря,неискренности у меня сомнений нет. Все бы хорошо, если бы эти парни со своим уловом не оказались в числе призеров в командных соревнованиях и обладателями неплохого денежного приза.

…Забуритьсяна отведенном месте нам особого труда не составило. В пятую лунку опустили чудо-приманку. И пошло-поехало. Легкое покачивание кончика удилища, подсечка, и вот уже желтобрюхая навага исполняет бешеный танец на льду. А то и в тандеме с еще одной пойманной рыбиной. Главное, чтобы добыча была на меньше установленных для промышленной добычи этого вида 19 см. В какой-то момент здоровенная наважина обрывает крючок на тройнике-вертлюге. Времени на его перевязку нет, удочка летит в сторону, моментально достается одна из запасных. Несколько секунд, чтобы наживить тампон, – булер уходит в глубину. Еще несколько секунд – отработанным до автоматизма движением подсекаешь увесистый экземпляр. Краем глаза наблюдаю, что у других членов нашей команды – Михалыча, Володи и капитана Миши – дела идут более чем споро. А кучка рыбы у пробуренных нами пяти лунок превращается в солидную кучу. Заработала ноу-хаучная прикормка. Впору кричать «ура!».

И тут как на полном бегу влететь лбом в стену – красная ракета, извещающая о завершении командных соревнований. По моим расчетам, 170 квартетов, участвовавших в стартах, лишили 19 игровых минут.

По регламенту состязаний командные старты должны длиться ровно час. На чем основывалось столь сомнительное решение – дело совести главного судьи, который имеет право временно прервать или отменить состязания. Но только в случае неблагоприятных погодных условий, мешающих нормальному ходу состязаний. В субботу же ярко светило солнце при очень-очень слабом ветре. Какой тут синоптический форс-мажор?

Странности с судейством, надо отметить, начались с началом стартов. По регламенту участники должны были не ожидать старта вне игрового сектора, а находиться на местах, доставшихся им по жребию. А с появлением в небе красной ракеты можно было начинать бурить лунки.

Нетрезвый участник вместе с командой должен был быть безжалостно дисквалифицирован. В нашем секторе абсолютно пьяный шланг предлагал рыболовам подраться в ответ на соответствующие замечания. Хороший в кавычках пример показали юным участникам состязаний два взрослых квартета, успевших за 42 минуты и рыбы половить, и бухнуть прилично.

«Участники, нарушающие правила проведения соревнований, а также

нарушающие общественный порядок, находящиеся в алкогольном опьянении или мешающие другим участникам ловить рыбу, незамедлительно отстраняются членами судейской коллегии от участия в соревновании, и их улов не принимается к взвешиванию. Решение об отстранении участника от соревнования принимается членами главной судейской коллегии или старшими судьями и является окончательным»– выдержка из регламента состязаний. Со всей ответственностью берусь утверждать, что в нашем секторе судьи свои обязанности не выполняли. Некоторые команды продолжали ловить еще с четверть часа после красной ракеты. Судейское присутствие свелось к механическому взвешиванию рыбы.

А еще члены нашей команды могут засвидетельствовать факты передачи уловов из пределов игрового сектора.Но, как говорится,официально не пойман за руку – не вор. Только вот ловить было некому. Судейский контроль в секторах отсутствовал напрочь.

Не обошлось без проблем и на «Рыбацком биатлоне». В прошлом году на него допускали лишь по одному представителю от команды. В нынешнем после выяснения вопроса непосредственно на старте допустили всех рыболовов, чьи команды заняли с 1-го по 50-е место в первом виде программы. Решение, на мой взгляд, спорное. 200 мужиков с бурами в руках в стартовом коридоре – это мы уже проходили в 2017 году, когда серьезную травму получил школьник из Южно-Сахалинска.

Володя из нашей команды должен был сопровождать (техническая поддержка) с буром и удочками капитана Мишу по трассе. Но после вердикта судьи решил попытать счастье на трассе сам. Попытал, вошел в первую десятка, после финиша приходил в себя минут 20. Лунки бурить при толщине льда до 70 сантиметров – не мед кушать. А вот у нашего капитана после трех сходов наважин на первом этапе масть явно не пошла. Бывает.

Подлинным же героем и «Рыбацкого биатлона», и всего «Сахалинского льда-2019» стал 25-летний фельдшер скорой помощи из Южно-Сахалинска Сергей Кононов. Сухощавый и поджарый, он буквально ветром пролетел по всем четырем этапам, лихо пробуривая лунки. Лишь на третьем он чуть задержался – с уловом вышла заминка. На четвертом этапе лидерства он никому не уступил, вместе с кондиционной наважиной с ходу рухнул за финишной чертой. Великолепное выступление, завидная физическая подготовка. В стартах «Сахалинский лед» он участвовал в третий раз. Поздравляем!

А вот результат серебряного призера биатлона воспринимается двояко. В правилах специально не оговорено, что рыболов должен бурить для себя лунку на каждом этапе. Судья на старте дал «добро» на ловлю из уже пробуренных лунок. Так вот,ставший вторым участник… воспользовался лункой победителя и схватил за хвост рыбу удачи размером в 50 тысяч рублей. В то время как его соперники вгрызались в лед бурами на четвертом этапе биатлона. Несправедливо, но формально регламента соревнований он не нарушил. Однозначно, что он нуждается в основательном редактировании.

При награждении призеров командных соревнований почему-то не были объявлены их результаты. Это породило волну кривотолков и недовольства.При мне в секретариат соревнований обратился один из участников, утверждавший, что его команда поймала более 38 кг наваги (как оказалось, на 5 кг больше победителей), но этот результат не был засчитан. В лучших традициях российской бюрократии ему предложили написать в судейскую коллегию протест. Но поезд ушел, награды розданы.

К чему столько критики на фоне удавшегося праздника? С технической и организационной позиций, точки зрения обеспечения безопасности, культурной программы – все было на пять баллов. А вот судейство…

Для работы над ошибками осталось чуть меньше года – до следующих стартов «Сахалинского льда». Прекрасный праздник любителей подледной рыбалки мы имеем. А еще хочется, чтобы все на нем было по-честному. Может, не надо таких больших призовых, а на высвободившиеся средства заказать красивые памятные знаки и для призеров, и для всех участников. В этом случае соблазны сжульничать будут сведены к минимуму.

П. ОЧЕРОВ. «Рыбак Сахалина» № 8 от 28 февраля 2019 г.