Рыбаками не рождаются
Японский гарнизон острова Шумшу в августе 1945 года насчитывал 14 тысяч человек, 60 танков, 27 артиллерийских дотов, 310 пулеметных дотов, около 200 дзотов. На острове не было места, которое простреливалось бы пулеметно-артиллерийским огнем менее чем с трех точек.
Во время Курильской десантной операции майор Курбатов с шестью саперами дважды средь бела дня проходил через пять линий японских окопов, пронеся с собой вначале 80, а потом и 110 килограммов взрывчатки для уничтожения метровой толщины бетонного японского артиллерийского дота, который не давал судам второй линии десанта подойти к берегу. Дот взорвали. Майор Курбатов был награжден орденом Красного Знамени. А затем его именем назвали самую крайнюю точку Шумшу.
На мысе Курбатова до сих пор стоит этот полуразрушенный дот, с которого начиналась вся линия оборонительных японских укреплений.
А 50 лет спустя, в 1995 году, заместитель президента ООО «Фирма Посейдон» Галина Алексеевна БОНДАРЕНКО на судоверфи города Штральзунда разбила бутылку шампанского о борт нового судна. Новое судно компании «Посейдон» – самый современный на то время траулер-филетировщик типа «стеркодер» (самым современным он остался и поныне, так как замыкал серию из 15-судов, построенных для России по лизингу германскими корабелами) – назвали «Мыс Курбатова».
На память об этом событии в кают-компании траулера повесили портрет крестной матери «Мыса Курбатова» – Г. А. Бондаренко.
В давние уже советские времена была у коллективов предприятий традиция готовить к праздникам, памятным датам так называемые трудовые подарки. Так и писали: «В честь такого-то праздника коллектив такого-то предприятия (траулера, сейнера, плавбазы) подготовил Родине такой-то подарок – например, выполнил план на очень много процентов, выпустил новый вид продукции и т.д.)». Канула в лету Советская власть, а вместе с ней ушла в небытие и эта, в общем-то, неплохая традиция – рассказывать, хоть и с привязкой к какой-либо политической дате, о достижениях трудовых коллективов. А ведь достойные коллективы и в наше время имеются, и работают они не менее образцово, чем раньше. Представьте, как бы громко даже в те времена, о которых говорят, что рыбы тогда было как грязи, прозвучало бы в прессе сообщение о том, что экипаж стеркодера «Мыс Курбатова» в честь Первомая или Дня Победы за 57 промысловых суток, включая штормовые и перегруз продукции, освоил 3700 тонн рыбы. Не просто выловил, заметьте, а еще и обработал.
Цифра, надо сказать, очень даже не маленькая.
Много раз приходилось слышать совершенно справедливые слова о том, что рыбак – дважды моряк. Но часто приходилось слышать и такой пассаж, что капитан транспортного флота, дескать, не может быть хорошим капитаном рыбацкого судна. А вот это уже неверно. Всё зависит от человека и его способностей и желания. И примером здесь – сам капитан-директор «Мыса Курбатова» Олег Владимирович Енин, закончивший Холмское мореходное училище торгового флота. Кстати, это же училище закончила и вся штурманская команда стеркодера. И старпом Александр Николаевич Вологдин, и 2-й помощник Пак Чун Гил, и 3-й помощник Антон Владимирович Лицай, у которого этот рейс на «Мысе Курбатова» был первым (и столько же времени длится его рыбацкая практика). «Мы люди обучаемые», – шутят штурмана. Правда, и учитель у них хороший – закончив транспортную мореходку еще в 1989 году, уже через три года нынешний капитан-директор Енин перешел на рыбацкий флот.
Любопытный факт: специалистами транспортного флота по образованию являются и президент «Посейдона» Андрей Алексеевич Бондаренко, и его заместитель и супруга Галина Алексеевна. Закончив эксплуатационный факультет Одесского института инженеров морского флота, они по направлению вуза приехали на работу в Сахалинское морское пароходство. Работали поначалу в отделе труда и зарплаты, затем Андрей Алексеевич стал начальником портофлота в Холмском порту. Про таких людей, как он, говорят: «Правильный человек». Не терпит несправедливости, превыше всего ценит честность и порядочность, что впоследствии переросло в серьезный конфликт с вышестоящим руководством, и он даже оказался без работы. Поэтому когда его, грамотного и уже опытного специалиста, пригласили на работу во вновь образованный морской рыбный порт, пошел не особо раздумывая. Там, в моррыбпорту, на волне перестройки родилась идея образовать малое предприятие по добыче рыбы и морепродуктов. И 26 апреля 1991 года появилась на свет фирма «Посейдон», которую возглавил Андрей Алексеевич. А 5 декабря того же года на работу к нему пришла и Галина Алексеевна. Не скажу про всю компанию, но в экипаже их очень уважают. И не только по должности как руководителей, но и как чутких и отзывчивых людей. «Обязательно напишите, что фирма несколько раз оплачивала людям операции за границей», – попросили меня на борту «Мыса Курбатова». – «Работающим в офисе?» – немного ехидно уточнил я. На мою иронию не обратили внимания и ответили: «И с нашего судна, и тем, кто вообще в компании работает».
Ну а при таком отношении к людям и они поступают соответственно, трудятся добросовестно и плодотворно. На предприятии немало людей, которые работают здесь чуть ли не со дня основании фирмы. В 1995 году, например, пришел работать в «Посейдон» старшим механиком Сергей Васильевич Судин. В Германии принимал «Мыс Курбатова» и затем многое сделал для формирования экипажа и установления на новом судне морских традиций. В его трудовой книжке всего две записи о работе – Сахморепродукт и «Посейдон». Сейчас С. В. Судин – технический директор.
При общей в отрасли проблеме с кадрами, на «Мысе Курбатова» достаточно специалистов, которые работают на судне уже довольно длительное время. Да и каких специалистов! Образцом в деле назвал капитан-директор своего помощника по радиоэлектронике Владимира Васильевича Савченко, только добрыми словами охарактеризовал старшего механика Сергея Викторовича Виноградова, судового врача Виктора Владимировича Кондрашова, своих штурманов. А заведующий производством Александр Михайлович Гадяк! Ему 47 лет, из которых в море работает 25. В 20 лет закончил Петропавловский-на-Камчатке рыбопромышленный техникум, в 22 года (!) стал заведующим производством БАТМа – самым молодым на Камчатке, на Дальнем Востоке и в Советском Союзе. Что такое завпроизводством – нашим читателям объяснять не нужно: это не только высококлассный специалист по качественному изготовлению продукции, в его ведении и организация рабочих мест, и обучение персонала – словом, весь производственный процесс. Обычно на такие должности ставят людей, отдавших производству много лет. А тут 22-летний пацан…
Есть у Александра Михайловича и награды. И очень необычные, но в наше время, пожалуй, более ценные, чем просто медали или почетные грамоты, хотя к ним надо тоже относиться с почтением. В 1992 году за отличную работу был премирован квартирой, а в следующий раз – японским джипом.
А потом связал А. М. Гадяк свою судьбу с Сахалином. С 1995 года работал на стеркодере «Мыс Датта» из поронайского рыбколхоза «Дружба», а в 2007 году пришел в фирму «Посейдон» на «Мыс Курбатова».
Зимние экспедиции никогда не бывают легкими. Но запомнились они экипажу не только привычной тяжелой работой, но и весьма радостным моментом – спасением человека. Когда возвращались в Холмск, в полночь с мостика поступило сообщение: третий помощник капитана на канале УКВ услышал поданную голосом просьбу о помощи. Пеленгатором зафиксировали направление. Связались с пограничниками, получили от них «добро» на вход в 12-мильную зону. Благодаря тому, что погода была тихой, в районе острова Монерон удалось быстро обнаружить резиновую лодку с заглохшим подвесным мотором и находящимся в ней человеком, которого, как тот сказал, таскало по морю уже 18 часов. Покататься, говорит, из поселка Правда вышел в море.
… Суда, возвратившиеся из промысловых экспедиций, особенно из зимних, не блещут изяществом и красотой. Иссеченные колючими охотоморскими ветрами, битые тяжелыми льдами, они не годятся для парадных фотографий. Поэтому приличествующий праздничному дню снимок «Мыса Курбатова» мне пришлось взять в архиве фирмы «Посейдон». Смотрите, какой красавец!
Б. ВОЛОДИН. Газета «Рыбак Сахалина» № 18 от 9 мая 2013 г.