Путина завершена, о браконьерах забудьте?
25 сентября нынешнего года в «Рыбаке Сахалина» была опубликована корреспонденция «Море близ Стародубского стонет под натиском браконьеров. Речь в ней шла о беспрецедентной в истории островной рыбоохраны ситуации: под «флагом» спортивно-любительского рыболовства на побережье Охотского моря более месяца шумел-гудел городок из стационарно поставленных палаток, наскоро сбитых сараев и. д., обитатели которых открыто занимались браконьерством в промышленных масштабах. Действовали откровенно нагло, не получая должного отпора ни от кого.
Напомню, что в нынешнем году по настоятельной просьбе областных властей ООО «Рыболовецкий колхоз имени Г. Котовского» организовал промысловый участок для спортивного и любительского рыболовства –
Да, нынешний год четный, не очень-то щедрый на подходы лососевых к островным берегам. Достаточно сказать, что намеченный объем вылова горбуши в целом по области освоен на 74, 55%, из разрешенных к добыче 108091 тонны добыто 80 580 тонн. Еще хуже обстоят дела с промыслом кеты на Сахалине, Так, в Восточно-Сахалинской подзоне разрешенный объем кеты (18 019 тонн) освоен всего лишь на 70,17 процента. (12 644 тонны). Наиболее удачливыми здесь были законопослушные рыбаки Корсаковского и Долинского районов, где местами отмечались весьма и весьма неплохие подходы этого вида лососевых. На общем фоне оазисом кетового благополучия выглядел участок поберажья, прилегающий к устью реки, которая впадает в море неподалеку от села Стародубское. Подходы косяков лососевых в сентября здесь наблюдались очень и очень дружные. Казалось бы, колхозным рыбакам, труженикам других местных легальных и исправно выплачивающих налоги предприятий радоваться да и только весомым уловам – читай, возросшему достатку. Ан нет, слетевшиеся сюда из многих весей Сахалина коршуны-браконьеры составили законопослушным промысловикам серьезную конкуренцию.
И, действительно, выставленные «рыболовами-спортсменами» сети немногим уступали оборудованному неподалеку «ставнику» рыболовецкого колхоза. По действующим правилам, эти самые участники спортивной рыбалки не должны были удаляться от берега более чем на 300 метров. Да куда уж там – шустрые бывалые ребята на лодках с 30–50-сильными моторами буквально летали над водной гладью к линии горизонта, а то и за нее. Зачем – догадайтесь с первого раза. Подошедшие с незаконным уловом лодки на берегу ждали фургончики и грузовички, которые после перегруза «растворялись» на транспортных артериях Сахалина, а то и материка. Насчет материка – не оговорка. По имеющимся данным, в «Лови-городе» успешно промышляли жители Хабаровского края и Амурской областей. А можно было далеко и не ездить: подпольные скупщики предлагали за хвост кеты по 60 рублей буквально на месте.
По официальным данным, в нынешнем году в Долинском районе добыто 2 527 тонн кеты. Сколько ее реально было поймано в этом муниципальном образовании – можно лишь предполагать. Но, скорее всего, счет пойдет на сотни тонн. Пожалуй, лишне говорить о недополученных налогах, не поступивших средствах в Пенсионный фонд, фонд социального страхования и т.д. Казалось, государство крайне заинтересовано, чтобы крепко ударить браконьерам по рукам, напрочь отбив у них охоту к легкой наживе. В идеале – да, но борьбу с этим злом должны вести конкретные люди в конкретных структурах.
К примеру, доблестные пограничники, которым государство поручило охранять водно-биологические ресурсы страны. Побережье близ Стародубского и прилагающая к нему акватория – составная часть нашей Родины. Предполагаю, что об этом знают и в Сахалинском пограничном управлении, и в государственной морской инспекции. Только вот не понятно: почему ни одна из боевых плавединиц столь грозной государственной структуры не появилась на траверзе злополучного участка «спортивного» рыболовства. Не знали, не хотели или …? Но потому, как уверенно уходили вдаль от берега моторки, сидящие в них граждане не сомневались: в море их никто не тормознет. Судя по заседаниям областной комиссии по регулированию добычи(вылова) анадромных видов рыб, в недостатке профессионализма представителей погранслужбы не упрекнешь. Очень грамотно, к примеру, ориентируются в вопросах точек постановки ставных неводов, длине центральных и т.д., что касается законопослушных рыбопромышленников. Браконьерский «москитный» флот стражи границы почему-то не замечают, это касается не только акваторий у села Стародубского, но и Сахалина в целом.
Среди тех, кто должен встать на пути браконьеров – сотрудники органов внутренних дел. Самым внимательным образом познакомился с новостной лентой сайта УВД по Сахалинской области с 1 сентября по 20 октября. Отмечу, что на ленте довольно подробно сообщается о буднях островной полиции. Естественно, интересовала информация о том, как стражи правопорядка борются с браконьерством. Так вот, результативнее других противостоят этому злу анивские полицейские, на счету которых закрытый подпольный рыбцех, задержания автотранспорта с крупными партиями незаконно добытой лососевой икры, рыбопродукции, наконец, пресечение преступной деятельности и групп, и конкретных браконьеров.
А что же их долинские коллеги? Об их борьбе с браконьерами рассказали аж семь заметок. В начале сентября полицейские задержали 33-летнего жителя Долинска, который при помощи сети незаконно выловил 15 особей рыбы кеты. А недалеко от железнодорожного моста через реку Найба сотрудниками ОМВД России по городскому округу «Долинский» был задержан 40-летний житель поселка Покровка, который незаконным путем выловил 12 экземпляров рыбы кеты. На озере же Лебяжьем» был задержан 31-летний житель Углезаводска, который незаконным путем выловил 9 экземпляров рыбы кеты.
Чуть выше шла речь о том, что уловы обитателей «Лови-города» оперативно вывозились на компактных автофургонах и грузовичках. Не могу сказать, сколько постов было выставлено на дорогах Долинского района, только их улов составил 24 экземпляра кеты, изъятых у 28-летнего гражданина – уроженца Хабаровского края. Его автомобиль «Тойота Хай Люкс 6 сентября остановили инспектора дорожно-постовой службы инспектора дорожно-постовой службы.
В отдельные дни в море у села Стародубское за незаконным уловом выходили более 100 моторных лодок. Но за незаконный лов ставной сетью лишь однажды задержали двух граждан Александровск-Сахалинского, выловивших 119 экземпляров кеты.
А вот как охраняли полицейские от налетов браконьеров многострадальную реку Найба.
«17 сентября сотрудниками отдела МВД России по городскому округу «Долинский» был задержан 34-летний житель села Покровка. Мужчина в селе Стародубское в
В результате орудие лова изъято. Рыба сдана на ответственное хранение. В отношении гражданина избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде».
«9 октября 2014 года в рамках оперативно-профилактической операции «Путина-2014» сотрудниками ОМВД России по городскому округу «Долинский» задержаны трое местных жителей, подозреваемых в незаконной добыче ВБР. На берегу реки Найба граждане 1979-го, 84-го и 91-го года рождения при помощи незаконных орудий лова (ставные сети) добыли 37 экземпляров рыбы кеты.
Ущерб составил 29 тысяч 580 рублей. Запрещенные орудия лова и сами водные биологические ресурсы изъяты и сданы на ответственное хранение. Возбуждены уголовные дела».
Негусто, откровенно говоря, для реки, которая на протяжении с десяток километров была массово и хронически перекрыта (от берега до берега) браконьерскими сетями. Практически каждый день в сентябре работники ООО «Рыболовецкий колхоз имени Г. Котовского» снимали на реке с десяток-другой сетей. Но ночью браконьеры вновь их выставляли. Казалось бы, для долинских полицейских наступил «сенокос» – бери злоумышленников тепленькими, улучшай показатели работы. Увы…
Помнюв советские времена рыбоохрана была грозной силой, с вооруженными табельными пистолетами стражами рыбных запасов спорить никто не решался. Оперативные группы в системе патрулировали водные объекты, наводя страх на злоумышленников. Только Южно-Сахалинская районная инспекция рыбоохраны насчитывала около трех десятков сотрудников. Прежний руководитель Росрыболовства Андрей Крайний сделал все, чтобы развалить сложившуюся десятилетиями систему отечественной рыбоохраны. Во-первых, ее разоружили. Во-вторых, штаты инспекций на местах были настолько сокращены, что сейчас рыбоохрана реальной силы не представляет. Ну что могут сделать три безоружных инспектора в Корсаковском районе? Дело дошло до того, что в устье реки Мерия злоумышленники днем нагло пороли горбушу на икру. Запах от гниющей рыбы разносился далеко в окрест, включая единственный в России завод СПГ.
Не лучше дела с инспецией рыбоохраны в Долинском районе.
И еще. Более неорганизованной борьбы с браконьерством на Сахалине за три последних десятка лет лично мне наблюдать не приходилось. Еще свежи в памяти кордоны на дорогах и шмон практически каждого автомобиля, который устраивали в компании с местными рыбинспекторами прибывшие с материка омоновцы. Где они нынче?
Удивительно пассивную позицию заняли в вопросе о браконьерстве общественные организации. Просто промолчали, хотя в корреспонденции «Море близ Стародубского стонет под натиском браконьеров» они были названы, что называется, поименно. Зато как они активно выступают в роли радетелей за простых сахалинцев, которые не могут поймать себе свеженькой горбуши или кеты.
В конце концов неконтролируемая ситуация с «Лови-городом» окончательно достала руководство ООО «Рыболовецкий колхоз имени Г. Котовского» и оно обратилось в областную комиссию по регулированию добычи (промысла) анадромных видов рыб с просьбой досрочно прикрыть любителькое и спортивное рыболовство на рыбопромысловом участке № 65-03-20. Редкий случай в работе комиссии в нынешнем году – при принятии решения голоса разделились практически поровну. А перед голосованием пламенную речь о праве простых сахалинцев поймать на законных основаниях кету и горбушу, а также о том, что закрытие участка обострит на Сахалине социальную обстановку, произнес известный в островных рыбопромышленных кругах анивчанин Анатолий Кобелев. Спич чуть слезу не прошиб. Все бы хорошо, но анивские рыбопромышленники, интересы которых представлял на комиссии А. Кобелев, в нынешнем году дружно «продинамили» предложение областного агентства по рыболовству организовать участок для спортивного рыболовства на побережье Анивского залива. Такие вот двойные стандарты.
Решение комиссии рекомендовать закрыть промысловый участок приняли со второй попытки и с перевесом в один голос – 6:5. Отмечу, представители областного правительства, входящие в анадромную комиссию, голосовали против, но оказались в меньшинстве.
Пограничники, сотрудники правоохранительных органов, подразделений Росрыболовства рыбоохраны работают в структурах федерального подчинения. Как в сложившейся ситуации позиционирует себя областное правительство - такой вопрос я задал губернатору А. Хорошавину на состоявшейся в начале октября пресс-конференции. Ответ Александра Вадимовича поразил меня прямотой и откровенностью:
«- Браконьерство было и на сегодняшний день, к великому сожалению, есть. Кто должен бороться с этим злом – правоохранительные органы, территориальные органы Росрыболовства, пограничная служба и т.д. У нас сработает штаб координационный, другие образования, которые должны решить этот вопрос.
Мы неоднократно обращались в федеральные органы с вопросами обеспечения техникой, увеличения штатов соответствующих структур на местах. Вопрос эффективной борьбы с браконьерством, к сожалению, пока не решен. Решить же его руками областных властей – у нас таких полномочий нет, нет прав. Мы можем вести координационную деятельность, направлять, понуждать, что и делаем. Результат пока такой, какой он есть. Недоработки серьезные. Упрек в этих недоработках я принимаю».
25 сентября началась дружная самоликвидация «Лови-города». Мощные трейлеры оперативно вывозили лодки с моторами, внедорожники – браконьеров. Непонятно откуда взявшиеся бульдозеры сравняли с песком все постройки на берегу. Только вот уроки Стародубского (читай, браконьерства в островном регионе в целом) должны стать поводом для «разбора полетов» на высоком уровне. По-игроцки, в стороне от этой проблемы не должен остаться полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев. К тому же в Камчатском крае, по имеющейся информации, браконьерство приобрело еще больший размах…
Евг. БЕЛОВИЦКИЙ. Газета «Рыбак Сахалина» № 42 от 23 октября