Рыбный вопрос, или рыбалка без границ
В последние дни уходящего года российские рыбаки получили долгожданный подарок: 19 декабря депутаты Государственной Думы РФ приняли закон, устанавливающий уведомительный порядок при неоднократном пересечении Государственной границы Российской Федерации российскими рыболовными судами. Одним из инициаторов и участников разработки законопроекта стал депутат Госдумы от Сахалинской области Георгий Карлов. В беседе с нашим корреспондентом он рассказал, как проходила эта работа.
- Георгий Александрович, что заставило вас взяться за разработку этого законопроекта?
- Главная цель, которую я преследовал – избавить рыбаков от долгой и, по большому счету, ненужной процедуры оформления огромного пакета разрешительных документов на неоднократное пересечение Государственной границы. Причем делать это приходилось и при выходе на промысел, и при транспортировке рыбы. А если учесть, что, например, дальневосточным рыбакам приходится эти самые границы пересекать по нескольку раз, поскольку рыбачат они в исключительной экономической зоне РФ, процедура оформления разрешений превращается в самую настоящую проблему. Этот порядок, который так и называется «разрешительный», был утвержден печально знаменитым постановлением правительства РФ № 560, подписанным 5 сентября 2007 года тогдашним председателем правительства Михаилом Фрадковым. Итог известен: работа российской рыбопромысловой отрасли заметно осложнилась.
- А есть примеры?
- Сколько угодно. Например, кратчайший переход сахалинских рыбаков на промысел из Охотского моря в Берингово – Первый Курильский пролив. Однако этот путь пограничники использовать запрещали, потому что там проходит госграница. Поэтому рыбакам предписывалось идти Четвертым Курильским проливом, а этот путь длиннее на 200 морских миль, что составляет дополнительно двое суток хода. Соответственно, лишний расход топлива и потери промыслового времени.
Подобные проблемы возникли и у судов, которые занимаются транспортировкой рыбопродукции. Например, при доставке рыбы с Северных Курил во Владивосток судно пересекает границу не менее двух раз. Однако за пределы исключительной экономзоны РФ не выходит и следует из одного российского порта в другой. Несмотря на это, капитан, согласно постановлению № 560, должен получить разрешение на неоднократное пересечение границы, в том числе предоставить копию промыслового билета, а у транспортных судов его просто нет! Согласитесь, ситуация абсурдная. И, что самое поразительное, ограничения эти касались только рыболовецких судов, для торгового флота закон предусматривал уведомительный режим многократного пересечения Государственной границы. Налицо явная дискриминация рыбаков.
- Насколько знаю, нарушение разрешительного порядка влекло за собой серьезные штрафные санкции. Например, на Камчатке 2-3 года назад из-за проблем с пограничниками фактически была парализована работа нескольких рыбодобывающих компаний…
- Совершенно верно. Существовавшие правовые нормы привели к тому, что многие предприятия рыбной отрасли на Камчатке были вынуждены поставить целые флотилии «на прикол». Те же, кто продолжал работу, постоянно рисковали, ведь сумма одновременных штрафов на капитана и судовладельца составляла миллионы рублей. Мало того, в 2012 году, например, Тымлатский рыбокомбинат получил отказ в оформлении разрешения на все имеющиеся у предприятия суда. Причина – совершенное ранее капитаном одно нарушение, штраф по которому был выплачен в полном объеме.
В аналогичной ситуации в 2013 году оказались такие крупные предприятия, как Хайрюзовский РКЗ, рыболовецкий колхоз имени Ленина, Озерновский РКЗ. В итоге флот фактически встал. При этом только в 2013 году пограничным управлением ФСБ России по Камчатскому краю было рассмотрено более 300 дел по статье «Нарушение режима Государственной границы РФ», по которым было наложено штрафов на сумму свыше 55 млн. рублей.
Помимо этого, в зоне риска оказались не только рыбаки, но и транспортный флот, суда, работающие на приемке и переработке уловов в территориальном море, и научно-исследовательский флот – все те, кто занят на путине, но не осуществляет непосредственно промысловую деятельность. Они не имеют права получать разрешение на неоднократное пересечение границы, а за каждый переход без такого разрешения штраф составляет от 600 до 800 тыс. рублей. Поэтому, безусловно, вопрос многократного пересечения Государственной границы рыболовецким флотом до последнего времени оставался проблемой номер один для Дальневосточного бассейна. В том числе и для Сахалинской области.
- Казалось бы, решение этой проблемы лежит на поверхности: нужно менять закон. Однако, насколько знаю, возникли трудности…
- Да, вы правы, кардинальное решение проблемы – это внесение изменений в федеральное законодательство, что, собственно говоря, в конечном итоге и произошло.
Первыми с законодательной инициативой об изменении порядка неоднократного пересечения госграницы рыбаками выступила Сахалинская областная Дума. Весной прошлого года проект закона был внесен в Госдуму, и я как представитель Сахалинской области эту инициативу представил на заседании комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции. Тогда нас поддержало Росрыболовство. Но возникло мощное противодействие со стороны ряда ведомств, которые указали на ряд юридических неточностей, которые не прошли бы согласование соответствующих инстанций. В итоге в первом чтении сахалинская законодательная инициатива была отклонена.
Однако мы с Ириной Анатольевной Яровой, понимая, что эту проблему надо решать, создали рабочую группу, в которую вошли представители Росрыболовства, Пограничной службы ФСБ России, коллеги-депутаты и представители экспертного сообщества.
Поиск компромиссных решений проходил весьма непросто. Тем не менее работа продолжалась, и это позволило учесть и согласовать интересы различных ведомств и активизировать работу над новым законопроектом. Помимо предложений по изменению статьи № 9, связанной непосредственно с порядком пересечения границы, мы внесли в законопроект еще ряд инициатив по отмене некоторых устаревших статей.
30 октября 2014 года он был зарегистрирован, направлен на рассмотрение председателю Государственной Думы и в этот же день – в думский комитет по безопасности и противодействию коррупции. 19 декабря, после всестороннего изучения и экспертизы, законопроект был принят Государственной Думой в третьем чтении. Затем последовала необходимая в таком случае процедура прохождения законопроекта в Совете Федерации. 25 декабря он был одобрен, а 31 декабря подписан Президентом России. Отныне на территории Российской Федерации установлен уведомительный порядок многократного прохождения рыболовецкими судами Государственной границы. Для рыбохозяйственного комплекса не только Дальнего Востока, но и всей страны это стало знаковым событием, в этом я нисколько не сомневаюсь.
- Эта задача решена, но в рыбной отрасли как всей России, так и на Дальнем Востоке ещё огромное количество проблем. Причем настолько серьезных, что для широкого обсуждения этой ситуации вы привлекли журналистов федеральных СМИ, пригласив их в октябре прошлого года на пресс-тур по предприятиям рыбопромышленного комплекса Сахалина и Курил…
- Совершенно верно, и считаю, что это был очень верный шаг. Наша страна медленно, но верно переходит на импортозамещение, и это правильно: мы ни в коем случае не должны зависеть от заморских товаропроизводителей, поскольку вполне способны сами себя прокормить. В том числе – обеспечить российский рынок свежей и качественной рыбопродукцией. Однако успешную работу рыбопромышленного комплекса заметно сдерживают многочисленные административные барьеры, с которыми никто не может справиться, даже глава государства. Сегодня рыбопромышленников контролируют свыше 30 ведомств, начиная от Россельхознадзора и заканчивая муниципальными контролирующими организациями. Количество всевозможных разрешительных документов, которые они требуют, перевалило за 500. Я уже неоднократно говорил, например, о совершенно абсурдной ситуации, когда ветеринарные службы требуют оформления сертификатов даже при перевозке рыбной продукции из района в район в пределах одной области. При этом для оформления импортной рыбопродукции требуется на порядок меньше времени и разрешительных документов, чем для перемещения продукции отечественного рыболовства внутри страны. Подобную ситуацию нужно искоренить как можно быстрее, ведь, по большому счету, это вопрос нашей продовольственной безопасности.
И еще один момент, на котором я хочу акцентировать ваше внимание. Так сложилось, что государство для обеспечения потребностей детских садов, школ, больниц, армии и так далее зачастую закупает импортную рыбопродукцию, мотивируя тем, что она якобы дешевле. Именно поэтому сейчас в России – засилье импортной рыбы. Сахалинцам это представить сложно, все-таки у нас с этим более-менее благополучно. А вот на материке целые поколения россиян не представляют себе, что такое наши дальневосточные минтай, треска, горбуша и кета. Дальний Восток, в том числе Сахалинская область, производит достаточно рыбопродукции, чтобы удовлетворить потребности россиян. Поэтому государственные закупки должны производиться у отечественного производителя, и в этом вопросе для начала необходимо проявить политическую волю. Если мы хотим, чтобы наши российские дети узнали и полюбили вкус качественной российской рыбы, нужно уже сегодня начать покупать ее у российского рыбака.
Беседовал В. КАНТЕМИРОВ. Газета «Рыбак Сахалина» № 3 от 22 января 2015 г.