Красная путина 2018

29 мая 2018 года
Депутат Законодательной думы Хабаровского края Павел СИМИГИН. Фото с сайта khabarovsk.er.ru

Павел Симигин: Путина покажет, достаточно ли принятых мер

До начала лососевой путины остается все меньше времени. Регионы обсудили на ДВНПС основные принципы организации добычи, изложенные в стратегиях промысла для каждого региона. Планируется выход изменений в правила рыболовства для Дальневосточного бассейна. Более тонкая отладка промыслового процесса продолжится на местах уже в ходе путины. В этом году активное участие в этом процессе в Хабаровском крае намерены принять депутаты. Какие вопросы окажутся в поле зрения краевых законодателей, Fishnews рассказал депутат Законодательной думы Хабаровского края Павел Симигин.

– Павел Владимирович, в декабре прошлого года на заседании рыбохозяйственного совета вы заявили о необходимости создания рабочей группы при Законодательной думе Хабаровского края по мониторингу совершенствования законодательной базы в сфере рыболовства. Инициатива получила продолжение?

– Да, рабочая группа начала свою деятельность, прошли заседания по организационным вопросам. Процесс формирования еще не завершен, мы разослали приглашения во все контролирующие структуры и органы исполнительной власти, ждем представителей и от них.

– Предполагается присутствие в этой группе представителей рыбацкой общественности?

– Нет, основная задача рабочей группы – мониторинг законодательства, поэтому в ее состав планируется включать только представителей госструктур. Мнение рыбопромышленников мы, конечно, будем выслушивать, будем общаться с представителями отрасли, но в рабочую группу они не войдут, поскольку, еще раз повторю, это работа с законом – техническая работа, скажем так.

– Понятно, тогда следующий вопрос уже непосредственно по отраслевому законодательству. Вы приняли участие в апрельском ДВНПС на Камчатке, большое внимание там уделялось проекту изменений в правила рыболовства. Как вы оцениваете этот документ?

– По правилам рыболовства я одно могу сказать: хорошо, что мы приехали на совет и отдельно еще раз подняли вопрос по Амуру. Возможно, без проявленной делегатами Хабаровского края активности документ так и был бы принят без учета специфики нашего региона. Но теперь мы знаем, и это подтвердил замруководителя Росрыболовства, председатель ДВНПС Петр Савчук, что необходимые для Амура изменения войдут именно в правила рыболовства, а не станут отдельным приказом, как говорилось до недавнего времени.

– Тех мер регулирования промысла на Амуре, которые получили одобрение ДВНПС и должны войти в правила рыболовства, на ваш взгляд, достаточно? В таком виде они смогут изменить в лучшую сторону процесс регулирования промысла?

– Я думаю, путина покажет. Перестраивать все сразу – это был бы революционный подход, нужно идти пошагово к цивилизованным правилам и обязательности их исполнения. На промысле мы все равно увидим, как вносимые изменения будут (или не будут) работать и почему. Я говорю с точки зрения государства, с точки зрения интересов Хабаровского края в целом. В этом плане все заинтересованы, чтобы промышленники нашего региона стабильно работали, создавали рабочие места, и для этого нужно, во-первых, сохранить биоресурс. Чтобы не получилось так, что через 3-5 лет мы вообще закроем Амур для рыбалки, потому что в реке просто не останется рыбы. И, во-вторых, чтобы люди, которые живут вдоль всего Амура (подчеркиваю, вдоль всего русла), имели возможность пользоваться благами этой реки. Просто взять и закрыть все предприятия, сказав: «Все, промышленного лова на Амуре не будет», - конечно, неправильно. Нужно просто сделать цивилизованные правила, чтобы они были прозрачны, понятны и действенны. Чтобы все это не было отдано на откуп в частные руки или не происходило в хаосе.

Для этого совместно с силовиками, надзорными органами важно обеспечить исполнение правил. Только в том случае, если будет уверенность, что требования законодательства соблюдаются в полном объеме, будет понятно, что в нем еще необходимо менять.

Среди условий-индикаторов, на которое рыбаки обратили внимание на заседании ДВНПС, и это было закреплено в решениях совета, – единые для всех проходные дни. Минимум два, а по необходимости три дня в неделю по всем районам одновременно или со смещением на сутки (по ходу движения рыбы к нерестилищам). Другое условие – четкое закрепление объемов вылова в процентном соотношении фиксировано за муниципальными районами.

На мой взгляд, в совокупности с остальными изменениями, вносимыми в правила рыболовства, этого пока достаточно. Теперь важно заставить всех выполнять эти правила, плотнее работать с наукой, рыбоохраной, чтобы нерестилища были сохранены и заполнены, чтобы не было засилья браконьеров. Нужно плотнее поработать с рыборазводными заводами, посмотреть, как у них обстоят дела. Т.е. есть еще целый комплекс работ и мер, которые должны выполняться параллельно.

Понятно, что все равно остались какие-то мнения, скажем так, за скобками. Хотя и они озвучивались, проговаривались на ДВНПС в рабочем режиме. Но я рад, что все-таки удалось прийти к определенным решениям, к пониманию.

Еще раз повторю: очень хорошо, что мы в итоге получили именно измененные правила рыболовства, а не «одноразовый указ». Конечно, если принятыми мерами получится в корне изменить ситуацию, мы будем только рады, но, скорее всего, потребуются дальнейшие корректировки.

– На чем еще, помимо правил рыболовства, сосредоточится ваша рабочая группа?

– После выхода измененных правил мы не намерены останавливаться. Параллельно с работой предприятий на промысле мы будем совместно с профильными госструктурами смотреть, что необходимо корректировать.

Предстоит также анализировать решения, которые принимает комиссия по анадромным. Нужно вновь обратиться к вопросу соглашений, о которых говорилось на ДВНПС, – между Хабаровским краем и Сахалинской областью, Хабаровским и Камчатским краем. Предстоит пристальнее посмотреть на то, как ведется добыча в удаленных районах.

Мы сделали упор лишь на Амур, но работы в области отраслевого законодательства, я думаю, очень много. Для нас как законодательной ветви такая работа – прямая обязанность. Думаю, что непростых вопросов в этом направлении будет предостаточно, так что фронт работ большой.

– А как вы считаете, возможно ли вообще в условиях реки отрегулировать промысловую деятельность так, чтобы не возникало конфликта между различными группами пользователей – теми, кто живет ближе к устью, и теми, кто рассредоточен выше по реке? Мы сейчас говорим не только про рыбопромышленников, но и местных жителей, КМНС.

– Я думаю, что, во-первых, вопрос взаимодействия промышленников и местных жителей нужно отрегулировать в первую очередь, в этой части будем очень плотно работать. Вопрос с равномерным распределением нагрузки по всему руслу реки и равным доступом к ресурсу, считаю, тоже надо рассматривать и стараться искать решение, причем обязательно совместно с наукой. У нас же люди заняты рыболовством на всем протяжении реки, а не только в каком-то одном поселении или районе.

Павел Владимирович, что все-таки послужило толчком для вас к работе с вопросами рыбохозяйственного комплекса?

– Для депутатов рыбацкая тематика не нова. Но ситуация прошлого года сложилась такая, что стало очевидным – необходимо уделять более пристальное внимание проблемам рыбной отрасли. В мой округ входит в том числе и Комсомольский район, по которому протекает Амур – порядка 300 км основного русла реки. Когда я проезжаю по поселениям и деревням, сразу бросается в глаза, насколько все они без исключения привязаны к Амуру. Всегда, с чего бы ни начинался разговор с местными жителями – будь то газоснабжение, цены на тепло, вопросы с дровами, школами, ФАПами, – в итоге он в той или иной степени сводится к Амуру. Нужно понимать, что люди, всю жизнь прожившие на реке, рассматривают ее как часть своей жизни, культуры. Это относится не только к малочисленным народам, но и обычным нашим согражданам, два, три, четыре поколения которых живут в поселениях Хабаровского края, – они тоже хотят жить, как жили их деды и прадеды. И они, я думаю, в определенной степени должны иметь на это право.

Это пример того, чем живет большая часть населения Хабаровского края. Поэтому, еще раз отмечу, регулирование промысла на Амуре – это очень важный процесс.

А почему в последнее время интерес к этой теме так стремительно нарастает? Потому что еще 10-20 лет назад и предприятий у нас в крае было меньше, и объемов таких, как вылавливают на Амуре сегодня, не было. Сейчас же все развивается и уловы за последние два-три года были исторически максимальными. Понятно, что ситуация здесь напрямую зависит от природных циклов, но наша задача – поддерживать популяции лосося и давать им возможность проходить на нерестилища не в ограниченной части реки, а на всем Амуре. А для этого не по-хищнически нужно относиться к среде обитания, которая тебя кормит, а по-человечески.

Fishnews

Май 2018 г.