Росрыбхозу — 35 лет!
В декабре 35-ю годовщину со дня создания отмечает Ассоциация «Росрыбхоз» — общероссийское отраслевое объединение работодателей в сфере аквакультуры (рыбоводства). На сегодняшний день в его состав входят более 500 организаций, расположенных во всех федеральных округах страны, включая 22 региональные ассоциации. На долю членов Росрыбхоза приходится более 70% общероссийского производства продукции аквакультуры. Члены ассоциации занимаются не только товарным рыбоводством, но и племенной работой, промыслом во внутренних водоемах, научными исследованиями, производством и реализацией рыбной продукции.
Как одно из старейших объединений в российской рыбной отрасли Росрыбхоз за три с половиной десятилетия прошел непростой путь, развиваясь и трансформируясь вместе со всей страной в ответ на политические, экономические и социальные изменения. После учреждения 14 декабря 1988 года Государственно-кооперативного объединения рыбного хозяйства при Госагропроме РСФСР (Росрыбхоза) новой структуре были переданы все полномочия по управлению рыбным хозяйством на территории России.
«Перед нами была поставлена общегосударственная задача — обеспечить функционирование рыбного хозяйства в Российской Федерации в пределах внутренних водоемов. В этой сфере мы отвечали за всё: за добычу рыбы, за пополнение флота, за материально-техническое обеспечение предприятий, за научные изыскания, за подготовку кадров, за технологические разработки и, конечно, за развитие аквакультуры, которая тогда в отличие от рыболовства не делилась на союзную и республиканскую», — вспоминает бессменный председатель правления Росрыбхоза Василий Глущенко.
Приоритетными направлениями во всей этой масштабной работе для объединения были рыболовство и товарное рыбоводство — чтобы кормить страну своей, «внутренней», рыбой. В условиях плановой экономики и распределительной системы потребность населения в свежей рыбе сильно превышала объемы производства, поэтому созданию условий для их увеличения уделялось особое внимание. «Конечно, это была очень большая ответственность. Но и возможности у нас тогда были совсем другие, как правовые и управленческие, так и экономические», — отмечает руководитель объединения.
С завершением советского периода Росрыбхоз был преобразован в ассоциацию, которая продолжила заниматься вопросами внутреннего пресноводного рыболовства и рыбоводства, участвуя в формировании нормативной базы, позволяющей рыбхозам действовать уже в условиях рынка. Адаптироваться к реформам сумели далеко не все предприятия, часть из них и вовсе прекратила существование, в то же время в ряде регионов, для которых рыбоводство ранее не играло заметной роли, начали развиваться новые направления аквакультуры, осваивались современные методы выращивания рыбы, внедрялись новые объекты разведения.
Состав объединения постепенно менялся: помимо традиционных прудовых хозяйств, стоявших у истоков Росрыбхоза, все более заметную роль приобретала индустриальная аквакультура — от морских ферм до высокотехнологичных производств замкнутого цикла, которым в принципе не нужен водоем. Уже в XXI веке к ассоциации присоединились производители форели и атлантического лосося, базирующиеся на северо-западе страны, и марикультурные хозяйства Дальнего Востока.
С 2017 года Росрыбхоз имеет статус общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере аквакультуры (рыбоводства). Опыт и компетенции, накопленные за эти годы, грамотная оценка рисков и владение информацией о ситуации в рыбоводном бизнесе помогают ассоциации выступать связующим звеном между крупными и мелкими компаниями и представлять сектор в целом, придерживаясь магистральной линии по защите интересов своих членов в диалоге с государством на любых уровнях.
«С одной стороны, безусловно, наши предприятия конкурируют друг с другом в рынке, но с другой — в правовом поле они сталкиваются с одними и теми же проблемами, вне зависимости от размеров бизнеса и его специфики», — говорит Василий Глущенко. К примеру, с участием Росрыбхоза был подготовлен нормативный акт о компенсации части капитальных затрат на строительство питомников для смолта и комбикормовых заводов. В этой мере господдержки были заинтересованы в первую очередь лососеводы и осетроводы, но впоследствии она может оказаться полезной и другим их коллегам.
«На нынешнем этапе наша главная задача — это создание благоприятных условий, в том числе правовых, административных, экономических, для всех рыбоводных предприятий. С тем чтобы они могли успешно выполнять задачу по обеспечению граждан нашей страны качественной и полезной рыбной продукцией и вносить свой вклад в обеспечении продовольственной безопасности и независимости России», — подчеркивает руководитель Росрыбхоза.
С этой целью представители ассоциации ведут активную работу на площадках отраслевой правительственной комиссии, профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации, взаимодействуют с Минсельхозом, Росрыболовством, Россельхознадзором и другими ведомствами, входят в состав комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре. Росрыбхоз помогает рыбоводам выстраивать партнерские отношения с руководством регионов, включая разработку локальных программ развития и мер поддержки сектора, проводит выездные совещания и семинары по актуальным вопросам и проблемам товарного рыбоводства.
Поступательная многолетняя работа приносит свои плоды. Хотя объемы производства продукции аквакультуры по-прежнему на порядок уступают океаническому промыслу, именно рыбоводов и Минсельхоз, и Росрыболовство последние годы позиционируют как драйвер развития рыбной отрасли в целом. Основания для этого есть — за последние пять лет рост в этом секторе составил более 60% — с 238,7 тыс. тонн до 383,5 тыс. тонн.
Уже в 2022 году аквафермеры вышли на показатели, запланированные в Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов РФ для 2023 года. Резкий скачок объемов товарной продукции произошел как раз за счет крупных индустриальных хозяйств СЗФО, занимающихся выращиванием в морских садках высокомаржинальных объектов — атлантического лосося и форели. Мурманская область, Карелия, Ленинградская область стали флагманами отечественного рыбоводства.
Однако темпы роста сектора постепенно замедляются: с двузначных цифр в 2018 году они снизились в 2022 году до 7,5%, и предпосылок для нового рывка пока немного. По оценкам Росрыбхоза, долгосрочный рост возможен только за счет решения ряда стратегически важных вопросов. Это касается, к примеру, доступа к высокоэнергетическим кормам, качественному и высокопродуктивному рыбопосадочному материалу. Многое будет зависеть от благополучия рыбоводных хозяйств в плане эпизоотической обстановки: мониторинга и своевременного выявления заболеваний рыб, возможности их лечения отечественными ветпрепаратами. Предприятиям необходимо внедрять автоматизацию и ресурсосберегающие технологии, расширять производственную базу и искать новые варианты реализации товарной продукции потребителю, в том числе через розничные сети и интернет-платформы.
При благоприятном сценарии существенный прирост объемов вероятен не только в самой раскрученной нише индустриальной аквакультуры, но и у «немодных» прудовых хозяйств. «Многие считают, что в прудовом рыбоводстве уже некуда расти. Мы же думаем иначе, — говорит Василий Глущенко. — С учетом тенденции к здоровому образу жизни и спроса на экологически чистые продукты мы видим перспективы именно у рыбы, выращиваемой в прудах, поскольку при ее кормлении не используется никаких сомнительных добавок и стимуляторов, а зачастую рыбоводы и вовсе обходятся обычным зерном».
В ассоциации полагают, что в ближайшее десятилетие сегменту прудовой рыбы вполне по силам расти на 4–5% в год. Особенно если хозяйства будут переходить на новые технологические процессы, активнее использовать поликультуру, корректировать график работы на прудах с учетом изменений климата и выбирать более теплолюбивые объекты выращивания. Позиции прудовой аквакультуры традиционно сильны в южных регионах страны — Краснодарском крае, Астраханской области, Ставропольском крае, Ростовской области — и в Центральном федеральном округе. Потенциал большинства водных объектов, которые используют аквафермеры, задействован далеко не на 100%, и даже небольшое повышение продуктивности в сумме может дать очень солидный прирост.
Хорошие перспективы специалисты Росрыбхоза видят и у растительноядных рыб, которых целесообразно использовать как в прудовой аквакультуре, так и в пастбищной, попутно закрывая вопрос рыбохозяйственной мелиорации водоемов. И, разумеется, прорыв возможен в случае появления большого числа новых предприятий — если бизнес в целом будет верить в устойчивые перспективы аквакультуры.
Свежая рыба, как и 35 лет назад, остается крайне востребованной у жителей нашей страны, уверены в Росрыбхозе, и не нуждается в специальном продвижении. «Продукция рыбоводства будет пользоваться спросом еще долгие годы, и люди будут ее покупать. Во-первых, из-за приемлемой цены — короткая логистика позволяет минимизировать расходы. А во-вторых, в силу желания есть здоровую пищу. Медицинская норма — 4 кг пресноводной рыбы в год, а средний показатель по стране в два раза ниже. Так что нам есть куда расти», — улыбается Василий Глущенко.
При этом остаются объективные факторы, которые могут негативно повлиять на будущее сектора, предупреждают в ассоциации Прежде всего, это риск замедления экономики и снижения покупательной способности населения, сокращение господдержки аквакультуры и, конечно, внешнеполитическая ситуация.
В свое время Росрыбхоз приложил немало усилий, чтобы рыбоводные хозяйства были признаны сельхозтоваропроизводителями и в этом статусе получили доступ к льготным кредитам. На сегодняшний день для аквакультуры выделяются субсидии на поддержку племенного дела, на страхование ценных видов рыб, у предприятий есть возможность претендовать на гранты для АПК. Некоторые регионы за счет собственных средств субсидируют рыбоводам расходы на приобретение специальной рыбоводной техники, электроэнергии для подачи воды, стимулируют реализацию выращенной рыбы и рыбопосадочного материала.
Сохранение господдержки сектора как минимум на нынешнем уровне — еще одно ключевое направление для ассоциации. Важно также формировать и продвигать новые направления господдержки, аргументированно доказывая регулятору их эффективность.
То же самое относится и к нормативно-правовой базе — работа по ее совершенствованию ведется постоянно, причем нередко с целью не столько улучшить положение рыбоводных хозяйств, сколько не допустить ухудшения — из-за появления новых требований или своеобразной трактовки законодательства контролирующими и надзорными органами. И на четвертом десятилетии своего существования Росрыбхоз сохраняет боевой настрой.
«Часть нашей работы — борьба за справедливость, за правоприменительную практику, — говорит председатель правления ассоциации. — Нормативная база меняется часто и быстро, и не все отслеживают ее изменения, а в судах доказать правоту предприятий крайне сложно. Повторю, задача Росрыбхоза — планомерно улучшать условия работы рыбоводов, хотя вообще-то это задача общегосударственная».
Анна ЛИМ, Москва, газета «Fishnews Дайджест»
Декабрь 2023 г.