ВТО не страшнее административных барьеров для бизнеса
18 июня в Госдуме прошли парламентские слушания на тему «Проблемы и перспективы развития рыбохозяйственной отрасли в условиях присоединения России к Всемирной торговой организации».
Организатором парламентских слушаний выступил Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии. На заседание были приглашены председатель комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Геннадий Горбунов, директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития России Максим Медведков, депутаты Государственной Думы, руководители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, представители регионов, отраслевых союзов и ассоциаций, науки.
Как сообщает корреспондент РИА Fishnews.ru, участники слушаний еще раз обсудили основные риски, которые несет для рыбохозяйственного комплекса грядущее членство России в ВТО. Часть из них связана с ограничением таможенных пошлин, которые коснутся и рыбных товаров. В частности, обнулению в течение четырех лет подлежат пошлины на вывоз мороженой рыбы, ракообразных, а также готовой или консервированной рыбопродукции. Что касается импортных пошлин, то России предстоит снизить средние ставки на продукцию с 10% до 6%.
«Рыба мороженая – это основная продукция, которую выпускают наши суда. Поэтому мы полагаем, что есть риск увеличения экспорта сырья, а не готовой продукции с высокой добавленной стоимостью», – высказал опасения руководитель Росрыболовства Андрей Крайний. По его словам, отмена пошлин приведет в первую очередь к росту поставок из страны рыбных деликатесов, что может привести к сужению сегмента российского рынка деликатесной рыбы и рыбной продукции. Ей на смену может прийти более дешевая и менее качественная по потребительским свойствам рыба, тем более что снижение импортных пошлин открывает российский рынок для подобной продукции из-за рубежа.
«Снижение пошлин для импортеров образует очень серьезную брешь для того, чтобы наводнить наш рынок низкосортной дешевой рыбой, потеснив тем самым наших рыбаков. Обнуление экспортных пошлин тоже в этом плане неоднозначно, это создает предпосылки для того, чтобы качественная рыба исчезла с наших рынков, заменившись зарубежной. В данном случае мы видим уступки и преференции как раз иностранному производителю», – считает председатель комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Владимир Кашин.
Проблемы могут возникнуть в области технического регулирования и стандартизации в связи с применением странами – членами ВТО нетарифных барьеров на пути импорта рыбной продукции. Более того, как отметил руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт, такие шаги уже предпринимаются, и зарубежные партнеры вовсю рассылают уведомления об инспекциях и проверках российских предприятий пищевой отрасли.
Кроме того, на рентабельности предприятий негативно скажется отмена налоговых льгот, также запрещенных правилами ВТО. Это относится и к режиму ЕСХН, и к льготной ставке сбора за пользование водными биоресурсами. «В России рыбохозяйственный комплекс представлен в основном через средний и малый бизнес. В этом плане нашему производителю будет сложно конкурировать с системой, выстроенной в рамках ВТО», – полагает Владимир Кашин.
Несмотря на это из выступлений докладчиков следовало, что развитию рыбной отрасли в большей степени препятствуют привычные административные барьеры, а вступление в ВТО разве что обострит эти хронические болячки. Это касается и неурегулированности вопроса с правовым статусом прибрежного рыболовства, и недостаточного финансирования отраслевой науки, и проблемы обновления промыслового флота, береговых перерабатывающих мощностей и инфраструктуры, и до сих пор не принятого техрегламента Таможенного союза. Поэтому многие из выступавших говорили не столько о защитных мерах, сколько в целом о повышении эффективности рыбохозяйственного комплекса и его способности на равных конкурировать с зарубежными производителями.
Один из путей повышения конкурентоспособности – снижение себестоимости производства. Президент Ассоциации рыбопромышленников Сахалина Александр Попов с цифрами и графиками в руках объяснял, почему судовая переработка и выпуск готовой продукции где-нибудь в районе Курильских островов намного эффективнее береговой обработки уловов на том же Кунашире. Сравнение работы на трех популярных объектах – минтае, терпуге и равношипом крабе – показало, что при втором варианте уменьшается как время промысла, так и объемы вылова, а себестоимость производства продукции возрастает в три с лишним раза, что в конечном счете делает ее неконкурентоспособной.
Не видит угрозы в ВТО для рыболовства на внутренних водоемах председатель правления ассоциации «Росрыбхоз» Василий Глущенко: «Мы ловим всего около 100 тыс. тонн рыбы и все прекрасно понимаем, какая это рыба. Из-за границы к нам с такой рыбой никто не пройдет». С другой стороны в секторе товарного рыбоводства, и в частности выращивания форели, которое активно развивается на северо-западе страны, возможно усиление конкуренции в связи с отменой пошлин на импортную рыбу.
«В первую очередь нам надо добиваться снижения себестоимости выращивания рыбы, и такая возможность у нас есть. Такие виды как осетровые и форель имеют очень хорошие показатели по рентабельности. Выращивание карповых видов в сельскохозяйственном рыбоводстве тоже развивается неплохо. Наша задача сейчас – распространение этого опыта и технологий на всю отрасль», – уверен Василий Глущенко.
Для успешной работы бизнеса в новых условиях необходимо существенное изменение внутренних правил и законодательства, уверен представитель Союза рыбопромышленников Запада Андрей Федоров. Он напомнил, что Калининградская область – единственный регион России, который живет в рамках ВТО с 1995 г. и рыбохозяйственный комплекс которого максимально интегрирован в международные отношения, и перечислил шаги, необходимые для стимулирования экспортоориентированных производств в Российской Федерации.
Первое и основное – это введение специального курса рубля для покупки валютной выручки у предприятий-экспортеров несырьевого сектора. Эти средства предприятия смогут направить на развитие собственного производства, получив тем самым дополнительные конкурентные преимущества перед дешевым импортом. К использованию валютного курса в качестве меры нетарифного регулирования не стесняются прибегать такие страны как КНР, США, Исландия и т.д. Кстати, в той же Исландии или на Фарерских островах береговая переработка прекрасно уживается с высокопроизводительными промысловыми судами.
Другое предложение калининградцев касается исключения из валютного законодательства понятия репатриации валютной выручки для предприятий негосударственного сектора. «Это анахронизм, который не позволяет предприятиям рисковать. ВТО предоставляет возможности для захвата новых рынков, но для этого необходимо обладать полным инструментарием – это возможность для предприятия рисковать своими деньгами плюс государственная поддержка. Полагаем, что репатриация валютной выручки должна касаться только предприятий государственного сектора», – заявил Андрей Федоров. Он также высказался за упрощение таможенных процедур и более широкое применение системы банковских гарантий и других страховых мероприятий.
Инициативы самого западного российского региона нашли отклик у дальневосточников – депутат Госдумы от Сахалинской области Георгий Карлов отметил, что изменения в правилах валютного регулирования могут стать хорошим стимулом для рыбака. «Последовательность шагов – «сначала откроем границы, а отрасль сама по ходу модернизируется» – ошибочна. Вначале следовало повысить конкурентоспособность отрасли, а потом уже открывать рынки. К сожалению, время не вернешь, поэтому, придется адаптироваться на ходу. Ключ к минимизации рисков – это повышение конкурентоспособности отрасли», – подчеркнул член профильного комитета.
Роль щита для рыбного рынка в условиях ВТО участники заседания единогласно отвели Россельхознадзору. «Самым главным инструментом на пути защиты наших предприятий является, конечно, Россельхознадзор, который обязан выстроить вместе с Роспотребнадзором всю систему так, чтобы сюда ни один хвост не проскочил, - указал глава думского комитета Владимир Кашин. – Там, где эти системы работают, – там порядок. А мы видим, что в последнее время Россельхознадзор отлучили или пытаются отлучить от многих вещей, которые связаны и с контролем за производством, с оборотом рыбы и рыбопродукции, и в целом добиваются того, чтобы разрушить существующую систему».
Со своей стороны руководитель Россельхознадзора полагает, что рыбная отрасль упустила время на подготовку к ВТО и сейчас ей необходимо не защищаться, а приспосабливаться к его условиям, причем необходимые преобразования предстоит провести в максимально короткие сроки. К числу приоритетных задач Сергей Данкверт отнес создание единой высокоинтегрированной системы прослеживания продукции на всем ее пути к потребителю.
«Полномасштабное внедрение такой системы позволит резко снизить как риски для здоровья потребителей такой продукции, так и экономические риски для отрасли в целом, исключив попадание в торговый оборот недоброкачественной, фальсифицированной и незаконно произведенной или добытой продукции», – полагают в руководстве ведомства. В завершенном виде она позволит обычному покупателю с помощью современного мобильного телефона считать код на этикетке продукта для определения его производителя, характеристики самого продукта и пути его поставки.
Параллельно с расширением функций Россельхознадзора следует ожидать усиления лабораторного мониторинга поднадзорной продукции и ужесточения требований к ее безопасности не только в отношении зарубежных поставщиков, но и отечественных предприятий.
Среди других мер, призванных смягчить последствия вступления России в ВТО, вновь упоминалось введение ограничений по содержанию глазури в рыбопродукции. Напомним, что предложение о внесении нормы по глазури в решение Комитета Таможенного союза было предложено Ассоциацией добытчиков минтая.
«АДМ многие годы выступала за жесткое ограничение содержания глазури в филе рыбы: размытые и завышенные нормативы глазури открывали даже не калитку, а ворота для некачественной продукции, – отмечает президент ассоциации Герман Зверев. – На конференциях в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) и Торгово-промышленной палате зимой этого года я неоднократно указывал, на «казахский транзит», который появился из-за изъянов в решении КТС №299». Впоследствии многие рекомендации Подкомиссии по рыбному хозяйству и аквакультуре РСПП, курировавшей обсуждение вопроса глазури, оказались востребованы и поддержаны в докладах руководителя Росрыболовства Андрея Крайнего и главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко.
«Очень надеемся, что рекомендации парламентских слушаний будут рассмотрены не только в Правительстве Российской Федерации, но и в Евразийской экономической комиссии. Регулирование рынка рыбопродукции осуществляется не только национальными органами власти, но и наднациональными органами власти. Мне кажется, что Росрыболовство услышало и нашу озабоченность по поводу импортных пошлин», – заметил Герман Зверев.
Также участники парламентских слушаний напомнили о таких буферных мерах для рыбной отрасли, как установление различных процедур оформления ветеринарно-сопроводительных документов в морских пунктах пропуска для продукции из водных биоресурсов российского и импортного происхождения; обнуление ввозных пошлин на оборудование, которое не производится в России; закрепление в законе об аквакультуре мер поддержки отечественных производителей.
Председатель комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский отметил, что собран уже довольно большой комплект материалов, с которыми можно работать, в том числе и по рыбному хозяйству. «Как таковой финансовой поддержки сегодня не требует ни одна отрасль. Тарифы будут снижаться, и нетарифные меры защиты выходят на первый план. С другой стороны сегодня существуют другие механизмы поддержки всех отраслей, которые могут пострадать от ВТО», – заверил депутат.
По его словам, негативных последствий ожидать не стоит, поскольку российская экономика уже очень открыта для международной конкуренции и уровень ее защиты предельно низок. «Надо думать, как поддержать тех производителей, которые уже сегодня конкурируют по условиям ВТО, но правами при этом не пользуются. У нас предусмотрен переходный период, который многим отраслям даст возможность подготовиться», – заключил глава комитета. Еще один вариант поддержки «отстающих» отраслей – через госзакупки и федеральную контрактную систему.
«Времени практически не осталось. Надо дать серьезные полномочия нашим службам с тем, чтобы они сумели создать надежный механизм, защищающий здоровье наших людей», - призвал коллег Владимир Кашин. «Нормы и правила должны быть едиными для всех с точки зрения международного права, но защищать мы обязаны наши интересы, наш рынок, нашего товаропроизводителя», – убежден он.
Анна ЛИМ, РИА Fishnews.ru
Июнь 2012 г.