К лососевой путине на Амуре подошли с серьезными изменениями
Максим БЕРГЕЛЯ, Председатель Ассоциации рыбодобывающих предприятий Ульчского и Комсомольского районовНа Амуре и в Амурском лимане стартовала «красная» путина. По решению комиссии по регулированию промысла анадромных, к добыче горбуши рыбаки смогли приступить с 20 июня, две недели спустя откроется лов летней кеты. В этом году по всему Дальневосточному бассейну путина регулируется по обновленным правилам рыболовства, в части лососевых устанавливаются более жесткие ограничения по вылову, призванные снизить нагрузку на ресурс. Поэтому в Хабаровском крае к нынешнему лососевому сезону готовились с особой тщательностью: общими усилиями власти, науки и рыбацкой общественности искали формулировки для изменений в правила регулирования промысла, стараясь по возможности максимально учесть специфику Амура.
Насколько это удалось, по мнению рыбаков, покажет уже первый отрезок путины – горбушовый. Так что к середине июля вполне можно будет делать выводы об эффективности и достаточности принимаемых мер и, в случае необходимости, не откладывая, браться за их корректировку, прокомментировал изменения Fishnews председатель Ассоциации рыбодобывающих предприятий Ульчского и Комсомольского районов Хабаровского края (АРУК) Максим Бергеля:
– Путина 2017 года однозначно показала, что промысловая нагрузка на ресурс очень высока. Использование такого большого количества ставных орудий лова и плавных сетей на ограниченных акваториях позволяет практически полностью облавливать все, что заходит в Амур. А протяженность реки, большое количество участников промысла: КМНС, спортсмены-любители, местные жители с правом вылова по 50 кг, браконьеры – еще больше усугубляют последствия чрезмерного промышленного изъятия. Все это не осталось без внимания органов власти.
Меры по орудиям лова
Уже осенью 2017 года на Дальневосточном научно-промысловом совете, проходившем в Южно-Сахалинске, были обозначены основные пути снижения промысловой нагрузки. Причем самые радикальные из них, такие как запрет плавных сетей или ставных неводов типа «заездок», были отвергнуты. Основная масса ограничений затронула плавные сети: фактически промысловая нагрузка, оказываемая этими орудиями, снижена в несколько раз. Что касается ставных орудий лова, то их ограничения практически не затронули, напротив, есть вероятность, что в 2018 году этих промысловых орудий станет даже больше.
Принятые меры в значительной степени затронут рыбодобывающие предприятия Ульчского района. Уменьшится количество и размеры сетей, увеличатся до 1 км расстояния между ними. Под запрет попали плавные сети с подвесками, донные. В результате промысловая нагрузка в Ульчском районе снизится в несколько раз.
Как повлияют принятые меры на снижение промысловой нагрузки в устье и лимане Амура, покажет время, но озабоченность относительно ее чрезмерности в этом районе остается: мы можем лишь надеяться на то, что наши опасения напрасны. Однако если проценты вылова горбуши и летней кеты окажутся аналогичными 2017 году (напомню, что в прошлом году в Ульчском районе Хабаровского края было поймано всего 3% от общего освоенного объема летней кеты), это будет означать, что принятых мер оказалось недостаточно. В этом случае вновь потребуется принимать решения по снижению промнагрузки, и, поскольку в 2017 году более 50% всей добытой рыбы было поймано «заездками», вполне логично будет ожидать, что на этот раз именно эти орудия лова должны будут подвергнуть более жесткому регулированию.
Хороший старт
Во многом резонанс прошлогодней лососевой путины послужил катализатором начала зарождения первых элементов саморегулирования в рыбной отрасли Хабаровского края. Рыбопромышленники наконец смогли сесть за стол переговоров для продуктивного обсуждения ситуации на Амуре и формирования единых инструментов саморегулирования. Как результат – в мае этого года предприятиями Николаевского, Ульчского и Комсомольского районов было заключено соглашение о принципах добросовестного промысла на Амуре. В нем, в частности, рыбопромышленники зафиксировали намерения неукоснительно соблюдать требования правил рыболовства, ограничить количество выписываемых разрешений на использование орудий лова, расширить и углубить сотрудничество с коллегами-рыбаками и органами власти по вопросам рыбоохраны.
Было принято решение провести повторную встречу во второй половине июля для того, чтобы подвести итоги летней путины и, возможно, наметить дальнейшие шаги по гармонизации отношений между рыбодобывающими предприятиями Николаевского, Ульчского, Комсомольского и иных районов Хабаровского края.
За столом переговоров все стороны получили возможность озвучить предложения по дальнейшему совершенствованию мер регулирования промысла. Эти тезисы были выслушаны и приняты к сведению для последующего обсуждения. В частности, была предложена концепция под условным названием «промысловые проходные дни». Суть ее в том, чтобы рыбодобывающие предприятия Николаевского района, первыми встречающие рыбу, на определенный срок добровольно снижали промысловую нагрузку в том случае, если процент освоения закрепленных за ними объемов добычи будет значительно превышать аналогичный процент в соседнем Ульчском районе. Это будет создавать условия для того, чтобы больше рыбы проходило в верхние районы. Такая мера позволит более равномерно осваивать закрепляемые за муниципальными районами доли в рекомендуемом вылове.
Для реализации подобных мер и нужны институты саморегулирования.
Среди положительных решений, принятых к нынешней лососевой путине, хотелось бы отметить проходные дни: в этом году они сразу становятся обязательными для исполнения всеми пользователями, без исключений для каких-либо видов орудий лова, районов или объектов промысла. На заседании комиссии по регулированию добычи анадромных был установлен график периодов пропуска со смещением на одни сутки, начиная от устья (Амурского лимана) и далее по ходу следования лосося к нерестилищам. На мой взгляд, это очень важное решение комиссии и действенная мера регулирования, которую ни в коем случае нельзя ослаблять.
На наш взгляд, правильным было и решение о четком закреплении объемов вылова по Амуру в процентном соотношении за муниципальными районами. Правда, районы, расположенные выше Ульчского, рассчитывали на несколько больший объем к освоению. Сейчас за всеми предприятиями Комсомольского, Амурского, Нанайского и Хабаровского районов и в пределах Хабаровского края определено 10% от общего объема по осенней кете.
Неравномерный резерв
Теперь о тех важных вещах, которых, на наш взгляд, не удалось добиться к нынешней лососевой путине.
Нам, к сожалению, не удалось донести до органов власти, что тот объем, который остается в резерве по Амуру, в силу географических причин распределяется неравномерно и раньше остальных к нему получают доступ те, кто первыми начинает лов на реке. Т.е. фактически весь резервный объем является резервом для Николаевского района, расположенного ближе всего к устьевой части Амура. Освоение объема в этом районе, естественно, приведет к уменьшению доли вылова для всех вышележащих районов Хабаровского края. Это противоречит концепции промысла, утвержденной на ДВНПС в Петропавловске-Камчатском.
Наша ассоциация выступала с предложением либо закрепить резерв за районами, либо давать возможность компаниям осваивать его только после того, как основные объемы в соседнем муниципальном районе или в целом по районам вдоль Амура, где ведется промысел, будут выбраны не менее чем на 60%. Увы, наши предложения остались без внимания.
Горбуша покажет
В целом же, повторюсь, при подготовке в нынешней путине госорганами и наукой была проделана большая и серьезная работа. Уверен, все рыбаки это видят и понимают важность исполнения всех предписаний. Результаты этой работы покажет ближайший месяц. Если вдруг принятые меры окажутся недостаточными и в какой-то степени мы повторим ошибки 2017 года, то необходимо будет снова садиться и вырабатывать дополнительные инструменты, чтобы уже к осеннему ДВНПС выносить их на широкое обсуждение.
А пока наши предприятия приступили к работе. Прогноз по подходам горбуши наука в этом году дает хороший, даже, на наш взгляд, слишком оптимистичный – для Амура и северной части Амурского лимана это более 26,5 тыс. тонн. Плюс еще свыше 10,7 тыс. тонн в резерве. Многие рыбаки пока относятся к этим цифрам скептически, и, конечно, хочется, чтобы в этом мы ошибались, а ученые оказались правы.
Теперь все ждут 20 июля, когда можно будет сделать промежуточные выводы и обсудить дальнейший курс с коллегами, которые ведут промысел в соседних районах Амура.
Fishnews
Июнь 2018 г.